А между прочим, оборудование на транспортных средствах
сигналами со звуком устанавливалось задолго до того времени, как изобрели
автомобиль. Вот яркий пример этому – бубенцы на русской тройке. Бубенцовый звон считался и музыкальным оформлением лихих прогулок, но в то же
время он предупреждал зевак об опасности. Характер звона заблаговременно давал
знать то, с какой скоростью приближается тройка.
Но бубенцы и колокольчики никак не подходят автомобилю.
Чтобы подать звуковой сигнал, сначала начали использовать дудки, звук подавали при помощи сжатия резиновой груши. Как же устроена эта штука – об этом
знает даже ребенок, поскольку груша является самым распространенным типом
сигнала, вмонтированным на детский велосипед. Кстати сказать, пневматический
клаксон изначально появился на велосипедах и потом только получил свое
распространение на машинах.
Клаксон – слово, которое имеет греческое происхождение и
переводится как вой либо гул. С русским, во всяком случае, общего ничего у
него нет. Хотя первый механический клаксон для велосипеда и автомобиля скорее
клацал, нежели гудел. Его делали из пружинистой пластинки и зубчатого колесика,
который взаимодействовал с ней. А уже потом Рис Миллер и Томас Эдисон сделали
так, что это зубчатое колесико стало вращаться с такой же мощностью, как
электричество. При подаче сигнала было достаточно просто нажать на педаль.
Вот этим и было положено начало электрическим звуковым сигналам.
На современных машинах используют сигналы двух типов –
тональный и шумовой. В шумовых сигналах или, как еще говорят, безрупорных,
используются мембрана и электромагнит, который возбуждает колебания. Все
зависит от того, насколько упруга мембрана, частота колебаний которой
составляет примерно 220-510 единиц в секунду, чем и порождается характерный звук. От высоты частоты колебания мембраны зависит высота музыкального
звука. Низкий звук обычно свойственен большому автомобилю, а маленькому –
более высокий или тонкий звук. Чтобы сравнить - нота ЛЯ по частоте равна 440
Гц, что значит характерность для колебания, равному 440 раз в секунду.
Большая машина, имеющая тоненький звуковой сигнал, будет
смотреться комично, также, как и маленький автомобиль, издающий сигнал низкого
баса. Интересно, что в зарубежных странах звуковая частота клаксона на
транспортных средствах любой категории закреплена на уровне закона. Сделано это
в целях определения по клаксону размера автомобиля. Можно лишь догадываться,
для чего это им нужно. Однако низкий звук может передаваться на большие
расстояния, а это полезно для тяжелых автомобилей, которые при экстренном
торможении затрачивают гораздо большее время.
Сигналы тональные аналогичны тем же шумовым, только отличие
в роли резонатора, которую исполняет воздушный столб в трубке. И для
компактности трубки ее оборачивают в спираль, которую называют улиткой. Но
иногда эту трубку сгибают змеевиком.
В СССР в восьмидесятых-девяностых годах стали модными полифонические–многотональные сигналы, они могли проигрывать известные мелодии, к примеру –
Контакт, Кукарачу, Ламбаду и т.д. Стоит отметить, что 7,8 пунктом ПДД запрещено
оборудовать машину сигналом, который чередует тона – это делает музыкальный
клаксон незаконным.
Как применяется клаксон? В ПДД конкретно сказано о том, что
подача звуковых сигналов во время проезда по населенным пунктам запрещена,
кроме таких случаев, при которых без него не получается предотвратить аварию.
Выехав за пределы населенного пункта, подавать звуковые сигналы можно, чтобы
предупредить водителя, который едет впереди, об обгоне.
Однако данные требования не часто соблюдают. Следует помнить
о том, что подача звукового сигнала без особой необходимости привлекает одновременное
внимание большого числа водителей, что может закончиться серьезной аварией.
Многие страны к звуковому сигналу относятся по-разному. В
Индии, например, в оживленных местах раздается бесконечная какофония от
автомобильных, мотоциклетных, мопедных и тук-туковых сигналов, что является
своеобразным способом коммуникации водителей. А сигналят они при любых
маневрах, таким образом предупреждают о присутствии на дороге. Такая же этика
присутствует и в странах ЮВА, и в нескольких странах на Ближнем Востоке и в
Африке.
Уже само по себе заметно то, что в экономически развитых
странах гораздо меньше сигналят, что можно объяснить ужесточенным контролем за
движением на дороге и довольно высокой подготовленностью тамошних водителей.