Овердрайв на английском в автомобильной тематике означает
повышенная передача для владельцев автоматической коробки передач. В авто с
механической коробкой такая передача является пятой. Передаточное число
овердрайв меньше единицы, именно при таком числе вал ведомый имеет большее
число оборотов, чем вал ведущий. В коробке автомат после четвертой передачи и
разгона автоматически включается овердрайв, но ошибочно считать его пятой
передачей. При малейшем касании тормоза снова происходит автоматический
переход с четвертой передачи и ниже. Такой режим держится постоянно,
при нажатии на газ автомобиль опять входит в режим повышенной передачи, а при
нажатии на тормоз на автоматическое снижение.
Если режим овердрайв отключить, то для перехода на
повышенную передачу потребуются намного большие обороты, такая же передача
держится даже при экстренном торможении. Понижение передачи произойдет только
после того, как двигатель сбросит обороты.
К вождению на повышенной передаче стоит привыкнуть, многие в
восторге от него, иные противники могут спорить до
бесконечности, приводя в пример не совсем аргументированные доводы.
Повышенный режим требует отключения при обгоне на трассе со
скоростью свыше 110 км/ч, затем его снова можно включить. Одним из способов
отключения овердрайва является кикдаун - это резкое вжатие педали газа в пол.
Также овердрайв может быть полезен при резком торможении, с его помощью хорошо
меняются обороты двигателя.
ОВД нужно отключать при:
- буксировке аварийного транспорта и тяжелых прицепов;
- при обгоне на скорости свыше 100 км/ч;
- при езде по пересеченной местности или даже просто по плохой дороге.
В городских условиях овердрайв рекомендуется держать
включенным, несмотря на то, что скорость в городе ограничена, на то есть ряд
аргументов, которые перечислены ниже.
Принцип работы овердрайва
В АКПП на рычаге переключения есть кнопка, с режимом on|off,
собственно она включает или отключает его. Для включения достаточно кнопку
привести в рабочее положение, при этом вы не получите никаких сообщений. Но вот
в отключенном режиме у вас на приборной панели будет назойливо сигнализировать
желтая лампочка.
Важные моменты работы с ОВД
При включенном ОВД автоматическая коробка сама будет при
разгоне плавно переходить с первой по четвертую передачу, в зависимости от
набора скорости. После достижения максимума чувствуется легкий толчок - это
гидротрансформатор блокируется, указывая на переход повышающей передачи. В
обратном порядке происходит понижение передач, когда происходит торможение. На
вопрос почему в городе нужно включать ОВД, ответ прост - при выключенном
происходит блокировка передач и включить выше третьей вы не сможете.
Включение и выключение ОВД
Возникает резонный вопрос, зачем же его вообще включать или
отключать? Здесь многое зависит от интенсивности движения в условиях города, от
рельефа дороги. К примеру, если вы поднимаетесь в автомобильном потоке по
пологому склону, держитесь скорости до 60 км/ч, то при включенном ОВД вы
можете ощутить процесс последовательного переключения передач. Затем неприятным будет момент, когда вам резко придется затормозить из-за остановки
потока транспорта, начнется резкое снижение передач. А теперь представьте, ОВД
только обработал передачи после экстренного тормоза, а поток снова начал
набирать скорость. У вас двигатель стоит на минимальных оборотах и чтобы
ускориться, вам нужно вжать педаль газа до конца, передача с четвертой
снизится, а обороты повысятся. И вот в таком режиме вам придется ехать при
включенном овердрайве, поэтому иногда его приходится отключать. С выключенным
ОВД вам не придется дергать двигатель и самому постоянно нервничать из-за
постоянных изменений скорости, вы перейдете в привычный режим вождения с АКПП.
Расход топлива при работе овердрайва
При выключенном овердрайве скорость высокая, а передача при
этом низкая, при таком раскладе двигатель должен на повышенных оборотах
расходовать больше топлива, но это не так. Но если ехать на высоких скоростях
и при этом ОВД будет отключен, то потребление хоть и повысится, но не
значительно. Мораль такова - вы не сэкономите топливо и не истратите его слишком
много при включенном или отключенном оведрайве. Так что не смотрите на топливо
и используйте режим ОВД тогда, когда он вам нужен.
Правильное и эффективное использование
У производителя нет никаких рекомендаций по этому поводу,
все, что вы прочтете ниже, наработано со временем и личным опытом многих
водителей, вы можете прислушаться к этому, а можете и нет. У каждого свой стиль
вождения, и со временем вы наработаете свои навыки.
Рекомендуется выключить овердрайв:
- на дорогах с длинными подъемами или спусками;
- при езде в пробках, с частым торможением и набором скорости;
- на маленьких скоростях, ниже 50 км/ч.
Вопреки тому, что овердрайв рекомендуется отключить на
обгоне при скорости свыше 110 км/ч, многие водители рекомендуют не делать
этого, если маневр обгона уже начат. Объясняется это тем, что это создает лишние
отвлекающие моменты, ситуация обгона на скорости требует контроля руля и
дороги. Если все-таки выключить овердрайв, то это вызовет резкий подъем
оборотов, а гарантии на то, что обороты не достигнут в этот момент пика, никакой
нет.
На трассах используйте кикдаун (газ до упора), тогда вы
полностью даете автоматической коробке передач свободу действий, она все
сделает сама и правильно. Как минус стоит отметить, что использование кикдауна
требует некоторых навыков, которые, впрочем, можно легко приобрести за
несколько тренировок.
Рекомендуется включить овердрайв:
- на трассах;
- если у вас держится скорость не ниже 120 км/ч;
- если поездка длительное время располагает к большой скорости.
Новичкам об овердрайве
Из всего вышеизложенного можно понять, что овердрайв
достаточно удобная и даже необходимая штука, но при условии понимания ситуаций
и знания принципов овердрайва. Второе условие - нужно правильно уметь им
пользоваться, ведь он может как облегчить вождение, так и сделать его
невыносимым. Многие профи считают овердрайв просто обязательным условием для
автомобиля. Когда водитель набирается опыта и знаний в вождении с овердрайвом,
он может уже предвидеть заранее, на каком отрезки ОВД лучше использовать, а где
отключить.
Однозначно сказать, что овердрайв нужно использовать или
наоборот не нужно — невозможно. Если вы его никогда не использовали, то даже
имея его под рукой, можете и не заинтересоваться им вовсе, при этом вы не
приобретете ничего, но и в накладе не останетесь. Использовать ОВД или нет,
решает каждый сам для себя, просто стоит некоторое время опробовать его и
понять, по нраву вам это или нет.