Экологичный двигатель, как правило, является и экономичным в
расходе топлива, это еще один ключ к успеху, на такие совершенства автоконцерны
не скупятся и постоянно совершенствуют свои модели. Далеко не все новшества
могут положительно влиять на уменьшение вредных выбросов, хотя стоимость таких
автомобилей поднимается в разы.
Система Start-Stop
Данная система сейчас присутствует практически у всех
производителей на моделях Premium класса. Особенность системы заключается в
контроле и выключении двигателя в простоях. Если внимательно проследить,
сколько за день приходится впустую гонять двигатель и палить горючее, то поневоле
согласишься с полезностью этой системы. Дело даже не только в пробках, хотя они
занимают львиную долю простоев, это также касается и светофоров. Из-за частоты
запуска двигателя устанавливается усиленный аккумулятор и стартер, а иногда
более выгодным является генератор.
Система старт-стоп - это своеобразное скопление датчиков на
всех основных ходовых, двигательных и электронных узлах автомобиля. Таким
образом, постоянно собираются и обрабатываются данные о подвижности машины.
Датчики также стоят на коленвале, на аккумуляторе, генераторе, на КПП и блоке
управления двигателем. Когда автомобиль останавливается, то через определенное
установленное время ЭБУ получает сигнал остановки. Блок управления напрямую
связан с питанием, которое должно позволять выключить двигатель. После этого
автомобиль должен стать на нейтральную передачу, т.к. только в таком
положении он сможет в нужный момент завестись. Старт производится нажатием
педали газа в механической КПП, а с автоматической коробкой нужно отпустить
тормоз.
Как работает система Start-Stop
Самым продвинутым производителем такой системы является
компания Bosch, здесь устанавливается мощный стартер (4) и генератор (8) вместо
аккумулятора. Система управляется ЭБУ блоком управления двигателя (1), блок
оснащен специальным программным обеспечением, которое распознает сигналы
запуска и остановки. Блок считывает данный датчиков от колес (6), иногда эти
датчики совмещены вместе с ABS. На остановку двигателя влияет аккумуляторный
датчик (3) и датчик контроля состояния КПП (6). Они же блокируют остановку в
случае, когда аккумулятор слаб или же коробка передач стоит не на нейтральной
скорости, а датчик коленвала (7) готов для остановки поршней. Также в систему
входит стабилизатор напряжения (2), который контролирует подачу и баланс
электричества для всех потребителей во время запуска. Важно не лишить подачи
энергии такие электронные приборы, как, например, навигатор или же
необходимые потребители.
На первый взгляд ничего особенного, но самое главное, это
способность держать под контролем частый старт и стоп. Тут важно понять, что
как двигатель, так и система пуска будут значительно изнашиваться, а вот
экономия топлива сводится максимум к 8%. Хотя непонятно, как эта экономия
порадует владельца, который в состоянии приобрести новенький Mersedes класса
Premium.
Ощутимая экономия
Но 8% это при свободном перемещении, когда нет пробок и
частых светофоров, но в другой городской ситуации экономия может достигать 10%.
Но при этом появляется небольшой минус в комфорте, кондиционер перестает
работать, летом это некстати, однако при сильной жаре, система старт-стоп не
работает, чтобы не останавливать охлаждение.
За исключением нескольких моделей Citroen, Peugeot, Smart,
а также у гибридных авто для запуска установлен усиленный стартер, все вышеперечисленные марки запускаются от генератора. Система старт-стоп полностью
встроена и завязана на ЭБУ. Она слушает три основных показателя: КПП на
нейтральной, колеса не двигаются, сцепление свободно, значит двигатель глохнет.
Как только двигается сцепление, происходит активация системы и двигатель снова
заводится. Как аккумулятор, так и генератор на порядок мощнее стандартных
собратьев.
Затраты
Если большинство деталей системы не требуют замены или
ремонта, то наряду с этим есть и такие детали, которые все-таки через пару
лет, а может быть и раньше, потребуют замены. Это касается аккумуляторов и
генераторов, для таких систем они значительно мощнее, но при этом и в несколько
раз дороже. Даже если вы поставите обычный, но емкий аккумулятор, то он
скончается очень быстро, т.к. не способен принимать такие высокие токи
для быстрой зарядки от генератора. Обычные аккумуляторы выдерживают 20-25 тыс.
циклов зарядки, а специализированные для системы держат более 60 тыс.
Тонкие моменты
Аккумуляторы для системы старт-стоп есть двух видов, EFB
Enhanced flooded battery — это новая электролитная батарея, и AGM Absorbed
glass mat — содержащая специальную стеклоткань с абсорбентом.
В AGM электролит находится между сепараторными пластинками,
которые сделаны из стеклоткани. Такой аккумулятор не пропускает воздух, а те
газы, которые образуются, поглощаются специальными химреакциями, она абсолютна
безопасна. Не рекомендуется ставить такую батарею рядом с двигателем,
т.к. они не выносят сильной жары.
Требования батарей
EBF очень эффективны там, где есть интеллектуальная
подзарядка. В других вариантах лучше использовать батареи AGM, они принимаюет
высокие токи и при этом ничего не повреждается. Такие батареи хорошо переносят
тряску и вибрацию, составляющие компоненты проходят специальную обработку и
прессование. EFB пока не способны дотянуть до батарей AGM, но над ними ведется
постоянная работа по увеличению прочности и циклов зарядки.
С момента изобретения Гастроном Планте в 1859 году
аккумулятора со свинцовыми пластинами, изменилось лишь то, что их очень
усложнили. Если кто-то помнит, то ранее зарядить аккумулятор можно было едва ли
не от простой розетки, сегодня же процесс зарядки это сложная процедура,
требующая изучения инструкции и соблюдения правил. Неправильная зарядка может
снизить ее емкость и количество циклов, а иногда и вовсе вывести из строя.
Батарея раньше просто доставалась и ставилась новая, современная замена также
требует знаний, иначе можно ненароком что-нибудь сломать в ЭБУ.
Самый оптимальный способ заставить работать аккумулятор
идеально и долго - это установить тот, который рекомендует производитель. Это
объясняется тем, что все датчики были настроены на напряжение и токи именно
таких аккумуляторов. Также необходимо ориентироваться на результаты тестера,
чтобы знать, когда следует заменить аккумулятор.