В этой статье далее пойдет речь о первых советских автомобилях с передним приводом и о том, как начиналась история переднемоторной компоновки в СССР. Именно такие автомобили как ВАЗ-2108, ЗАЗ 1102 Таврия и Москвич 2141 в свое время ознаменовали в СССР начало совершенно новой эры в автомобилестроении.
Идея переднего привода стара, как и сам автомобиль, и занимала многих разработчиков, они размышляли над тем, как бы размесить привод на переднюю ось. У них ничего не получалось и лишь развитие автоспорта стало причиной того, что был изобретен шарнир угловых скоростей. Именно в 60-х годах начался выпуск массовых автомобилей с передним приводом и СССР не могла стоять долго в стороне от этого прогресса. Весь мир строил переднеприводные автомобили, а в России в то время к этого своего рода технической революции стали относиться настороженно, ведь СССР все средства вкладывало в развитие военной промышленности и всего, что с нею связано, а все остальное было уже второстепенными и третьестепенными задачами, до которых руки доходили по прошествии многих лет. В то время считалось, что лучше всего с советскими дорогами справляются автомобили с классической компоновкой, например, доступные для советского человека ЗАЗ 965 с заднемоторной компоновкой ехал так, что мало какой буржуйский переднеприводный автомобиль смог бы с ним сравниться.
Первый советский переднеприводный автомобиль начали разрабатывать на АвтоВАЗе в 1971 году. И только спустя пару лет, а точнее в 1978 -1979 годах были произведены испытания ВАЗ-2108. Примечательным является тот факт, что к разработке первого советского переднеприводного автомобиля была задействована компания Порше. Договор между Порше был подписан еще в 1975 году и проект по разработке переднеприводного автомобиля назывался Гамма. Этот проект включал себе несколько разных направлений, в которых французы и обычные советские инженеры сотрудничали.
Например, с 1976 по 1980 осуществлялась модернизация ВАЗ-2103, а также Нивы. Следующие четыре года все внимание было приковано к ВАЗ-2108, а в последующее время вплоть до 1991 года велась разработка ВАЗ-2110.
На заводах Порше группы советских инженеров постоянно обновлялись, а те, кто поднабрался кое-кого опыта автомобилестроения возвращались на родной Волжский автозавод и усердно работали над воплощением в реальность будущей легендарной восьмерки. Когда в СССР проводилась олимпиада, между Волжским автомобильным заводом и компанией Порше был подписан контракт. В итоге получился автомобиль ВАЗ-2108, который хорошо управлялся и имел хорошие динамические характеристики и представлял собой первый советский переднеприводный автомобиль, технические характеристики которого не были до сих превзойденны ни одним из российских автозаводов. Этот автомобиль поступил в массы в конце 1984 года.
Московский автозавод начал разработку своего советского переднеприводного автомобиля в 1976 году, это были вынужденные меры, так как поменялось руководство завода и поступила новая директива на выпуск переднеприводного автомобиля, хотя в этом же году был подготовлен выпуск новой заднеприводной модели Москвич С 3.
Руководство завода запретило перерабатывать новую модель и в кратчайшие сроки разработчикам было нужно придумать что–то свое. В итоге получился плагиат крайслеровского автомобиля под названием Simka 1308. Из-за многих причин советская сторона не смогла договорится ни с одним из зарубежных автогигантов, и было решено купить несколько экземпляров автомобиля Simka 1308, чтобы на основе их создать что-то свое. Дизайнеры, да и инженеры Московского автозавода без особого энтузиазма взялись за копирование автомобиля Simka 1308.
В итоге автомобиль Simka 1308 был подвержен сотням переделок и получился Москвич 2141. В принципе сейчас даже сложно ответить, что было бы проще - создать переднеприводный Москвич с чистого листа или же переделать автомобиль Simka 1308.
Москвич 2141 получился современным пятидверным хэтчбеком с приводом на переднюю ось и просторным салоном (но в этом автомобиле не было отточеной динамики и управляемости, которой славился автомобиль ВАЗ-2108). Москвич 2141 начали серийно выпускать и продавать в 1986 году. И Москвич 2141, и ВАЗ-2108 представляли собой два переднеприводных автомобиля с разной конструктивной идеологией, качеством материалов и техническим потенциалом.
К первым переднеприводным автомобилям можно отнести ЗАЗ 1102 Таврия, который представлял собой переднеприводный трехдверный хэтчбек, который стал доступен народу осенью 1987 года.
Интересным является тот факт что этот автомобиль выпустили еще в 1970 году, но из-за многих недоработок и недочетов было решено отравить его на доработку, плюс ко всему еще извечная конкуренции между Волжским и Московским заводами стала причиной того, что Запорожскому автозаводу нерегулярно выделяли деньги на доработку модели ЗАЗ 1102 Таврия.
В наше время мода на приводы изменчива, например, автопроизводитель Крайслер изменил свою модель 300 C с переднеприводной на заднеприводную. Что же касается отечественных автопроизводителей, то сегодня они находятся на том уровне, который западные автопроизводители прошли вчера.