Этот способ сборки был использован на первых моделях авто.
Более того, он применяется и в наши дни, правда, как
способ несущего кузова он используется не так часто. Сначала рамы делали из
дерева (чаще всего из ясеня), но в 1930 годах начали изготавливать стальные
лонжеронные рамы. Они оказались более надежными, поэтому полностью вытеснили рамы
из дерева. В настоящее время рамы в легковом сегменте свои позиции уступают
конструкции монокок (несущий кузов), в которой сам кузов и является несущим
единственным элементом.
Было время, когда автомобильная индустрия США требовала
применять именно рамы, потому что это позволяло довольно быстро менять внешний
вид салона и кузова, при этом без изменений в шасси. Быстрой смены внешнего
вида требовал спрос покупателей. В таких случаях к раме обновленный кузов
крепился с набором тех агрегатов, которые применялись в предыдущей модели. Все
это в итоге позволяло сократить время разработки новой модели авто,
следовательно, и конечную его стоимость. В целом, это давало преимущество,
особенно если учесть что компьютерная система автоматизированного
проектирования отсутствовала.
В 1930 году намечался тренд по применению несущего кузова в
таких автомобилях как Citroen Traction Avant или Opel Olympia. В 1960 годах
рама применялась только для некоторых
видов автобусов и грузовиков, для большинства же пассажирских автомобилей
применялся монокок. Подобная ситуация сохраняется до сих пор — рама применяется
исключительно для пикапов, мощных коммерческих автомобилей, а также редких
«настоящих» внедорожников. Все это привело к тому, что современные производители
основной акцент делают на производство кроссоверов (конечно, за редким
исключением).
Одно время был даже полумонокок, это был промежуточный вариант,
о котором мало кто знал, но тем не менее, он использовался на Citroen 2CV и Volkswagen
Beetle. Полумонокок — это отдельное легковесное шасси, для изготовления
которого использовались прессованные стальные листы. Преимущества подобного шасси в том, что оно, несмотря на
свою жесткость и легкость, сохраняло некоторые достоинства настоящей рамы.
А теперь попробуем разобраться в достоинствах и слабых
местах рамы.
Плюсы рамных внедорожников
- рамные автомобили легче разрабатывать, а затем производить и даже видоизменять;
- подавление вибрации и лучшая шумоизоляция. Все это достигается тем, что кабина с пассажирами от рамы отделяется с помощью резиновых прокладок, которые проложены около крепежных болтов. Стоит отметить, что современные автомобили с несущим кузовом имеют тоже неплохую звукоизоляцию;
- после аварий рамный автомобиль легче ремонтировать;
- у рамных автомобилей ресурс больше, поэтому они более долговечны;
- на рамные SUV можно устанавливать мощные силовые агрегаты;
- у рамных автомобилей нагрузка распределяется равномерно, кренение снижено, кроме того, такие авто прочны и надежны, поэтому они хороши для бездорожья и их лучше буксировать;
- проще оценивать размеры автомобиля из салона;
- хороший обзор и высокая посадка.
Недостатки рамных внедорожников
- рамные автомобили тяжелее кузовных, из-за этого увеличивается расход топлива и снижается производительность;
- рамные автомобили в отличие от кузовных автомобилей тяжелее поддаются управлению;
- с пассивной безопасностью имеются проблемы. В конструкции нет «зоны деформации», поэтому при столкновении риск получить серьезные травмы или погибнуть увеличивается.
Примеры рамных
внедорожников
В России распространены такие рамные внедорожники как
УАЗ. У автомобилей УАЗ нет свесов, зато
большой дорожный просвет, поэтому их можно отнести к самым проходимым и дешевым
внедорожникам. В последнее время начали активно продаваться китайские
внедорожники. Такой спрос объясняется отличной проходимостью и невысокой
ценой.
До недавнего времени компания GreatWall выпускала только
рамные внедорожники. В результате корейские внедорожники пополнили ряды дешевых
автомобилей.
Компания Ssang Yong выпускает внедорожники с дизельными
двигателями. В России самым популярным рамным внедорожником считается Ssang Yong
Kyron. Если сравнивать этот внедорожник с его конкурентами, то он имеет
достаточно хорошее оснащение и стоит относительно недорого. У новой модели Ssang
Yong Action New нет рамы, поэтому она из ряда внедорожников перешла в разряд
кроссоверы. Компания Ssang Yong выпустила флагманскую модель автомобиля — Rexton.
К полноценному рамному внедорожнику можно отнести модель KIA
Mohave. Этот автомобиль отличается хорошей проходимостью и высоким уровнем
комфорта. На рынке представлены как дизельные, так и бензиновые двигатели,
объемом 3,8 л и 3,0 л соответственно. Кстати, KIA Sorento (предыдущее поколение
автомобиля) тоже выпускалось на раме, однако впоследствии конструкторы компании
пересмотрели это решение и модель начала выпускаться на несущем кузове.
Самым лучшим автомобилем в своем классе считается рамный
внедорожник Toyota Land Cruiser, так как у него хорошая проходимость. Да и по
качеству он считается одним из лучших. В этой серии представлены модели Toyota Land
Cruiser 200 и Toyota Land Cruiser Prado.
К рамным внедорожникам можно отнести и престижный Nissan
Patrol, а также комфортный и достаточно просторный Nissan Pathfinder.
В России не менее популярны рамные внедорожники Mitsubishi,
у которых и проходимость, и качество на высоте. Компания Митсубиси представила
три рамных внедорожника — это Mitsubishi L200, Mitsubishi Pajero Sport и
Mitsubishi Pajero. У Митсубиси L200 мощная подвеска, поэтому он находится в
числе «неубиваемых» автомобилей. Внедорожник Pajero Sport был собран на
платформе L200.
А те, кто любит настоящее бездорожье, отдают предпочтение
легендарному внедорожнику Land Rover Defender. Хотя среди любителей бездорожья
есть и те, кто отдает предпочтение элегантному и практичному автомобилю Mercedes
G-Klasse. Данная модель автомобиля уже несколько десятилетий выпускается без
существенных внешних изменений.