Материал, из которого изготовлены элементы рано или поздно
износится и потеряет свои свойства, а это в свою очередь может вывести из строя
деталь. Поэтому любая подсказка со стороны детали (стук, скрип, скрежет) должна
восприниматься серьезно, ведь она говорит о том, что приближается поломка. Наверняка
каждый согласиться с тем, что не стоит ждать пока автомобиль встанет в самом
неподходящем месте, а лучше немедленно искать неисправность и устранять ее.
Например, с хрустом ШРУСа сталкиваются в основном владельцы
переднеприводных автомобилей. Передняя подвеска автомобиля помимо основных ее
функций еще и обеспечивает от шестерен дифференциала передачу вращения к ведущим колесам. Следовательно, она имеет
уникальные устройства: шарниры равных угловых скоростей, которые водители
называют гранатами, а в сокращенном варианте это звучит как «ШРУС».
По конструкции это достаточно сложная и важная деталь,
поэтому она требует повышенного внимания. Важность и сложность детали
сказывается и на ее стоимости — стоит дорого. Если появился хруст ШРУСа, то
немедленно меняйте эту деталь.
Почему начинает
хрустеть ШРУС
Большинство водителей могут на слух определить место
поломки, которые имеются в автомобиле. Такие навыки водители приобретают со
временем, однако хруст ШРУСа ни с чем не перепутаешь.
Если водитель знает, как устроен ШРУС, то он поймет шум,
который характерен только для этой детали. Задача ШРУСа — передать вращение от
одной к другой плоскости при условии, что между ними угол будет непрерывно
меняться. Обусловлено это, прежде всего, необходимостью вращать ведущее колесо,
давая ему возможность перемещаться вверх-вниз и поворачиваться на пружине.
Состоит ШРУС из таких частей: внутренняя обойма в форме сферического кулака
с шестью бороздами и шлицевой спайкой для полуоси; внешний корпус в форме чаши
внутри с 6-ю бороздами полукруглой формы и полуосью снаружи; между внутренними
стенами обоймы и чаши в сепараторе находятся шесть шариков.
Все части детали изготовлены
точно, поэтому в собранном виде люфта не наблюдается. Через шарики
обойма передает на корпус усилие, вращая его, а за счет перемещения шариков по
канавкам угол между полуосями изменяется.
Со временем в месте, где шарики соприкасаются с другими
элементами, формируется выработка, в результате чего появляется люфт, и шарики
начинают свободно перекатываться, издавая звук, похожий на хруст.
Когда появляются посторонние звуки, трудно определить какой
ШРУС хрустит, ведь на каждое колесо установлено по два ШРУСа, и определить
какой из них — наружный или внутренний, левый или правый — хрустит сложно.
Определяем, какой
ШРУС хрустит
У переднеприводного автомобиля каждое ведущее колесо
оснащено двумя шарнирами равных угловых скоростей: наружный шарнир передает
вращение к ступице колеса от оси, а внутренний шарнир к оси от шестерен дифференциала.
Конструкция у внутреннего и внешнего
ШРУСа одинаковая, но размеры у них
разные. Быстрее всего изнашивается и выходит из строя наружный ШРУС.
Определить самому, какой ШРУС начал хрустеть можно двумя
методами: дергая поочередно ось у шарниров. Процедура проделывается на стоящем
автомобиле. Если ШРУС исправен, то люфта не должно быть. Стук ШРУСа свидетельствует о том, что
выработка уже слишком большая; в движении, при выполнении разных маневров стоит
прислушиваться к издаваемым звукам.
Сначала проверяем наружные ШРУСы — в движении по дороге
(желательно ровной) максимально выворачиваем руль сначала в одну сторону, потом
в другую. Если при повороте вправо
слышен стук ШРУСа, значит, неисправен правый ШРУС, и наоборот, если слышен стук
при повороте влево, левый ШРУС.
Определить износ внутреннего ШРУСа можно при прямолинейном
движении. Для этого следует проехать по неровному участку дороги с ямами или
канавами, для того, чтобы в движении колесо опускалось максимально низко.
В ямы следует въезжать сначала левым, потом правым колесом,
только так можно выяснить с какой стороны необходимо заменить ШРУС. Приступать
к замене ШРУСа нужно сразу после того, как выяснили, какой ШРУС неисправен.
Продлеваем срок
эксплуатации ШРУСа
Чтобы привод автомобиля прослужил как можно дольше, рекомендуется придерживаться трех основных правил:
- не стоит срываться с места, ведь крутящий момент при резком старте намного выше, нежели при езде, а при больших нагрузках ШРУС быстро выходит из строя;
- не стоит газовать при вывернутом руле, ведь когда шарнир относительно оси повернут на достаточно большой угол, на его элементы приходится большая нагрузка, из-за чего и происходит быстрое изнашивание ШРУСа;
- рекомендуется время от времени проверять состояние пыльников на ШРУС, ведь механизмы гранат при попадании песка, грязи и прочих инородных тел быстрее изнашиваются.