» » Расширительный бачок системы охлаждения: назначение и последствия неисправности

Расширительный бачок системы охлаждения: назначение и последствия неисправности

Расширительный бачок системы охлаждения: назначение и последствия неисправностиУдивительная несправедливость, можно найти огромное количество информации о ремонте и поломках таких деталей, как радиатор, термостат или помпа. И хотя они работают с помощью других деталей и узлов, с которыми тесно связаны, тем не менее, например, о расширительном бачке говорится или мало, или вообще ничего не пишется. А между тем коварная причина того, что посреди лютой зимы у вас пропадает отопление в машине или система заполняется воздухом, может скрываться именно в расширительном бачке. И в случае если двигатель перегревается, а стрелка манометра стоит на красной шкале, тоже есть участие расширительного бачка. А все в основном пеняют на радиаторы и термостаты. Именно из-за явной неосведомленности о том, что может быть с расширительным бачком и как он влияет на работу отопительной или охладительной системы пойдет речь в данной статье.


Что такое расширительный бачок

Расширительные бачки не сразу появились в системе охлаждения в автомобиле, надобность в них возникла спустя время, после того, как вместо простой воды двигатели стали охлаждать специальными жидкостями типа незамерзающего тосола и прочих антифризов. Все подобные жидкости сделаны на основе известного двухатомного спирта этиленгликоля и воды. Со временем выяснили, что у него тепловой коэффициент расширения значительно больше воды. Но это уже поняли потом, когда жидкость, будучи холодной и заполнив всю систему дополна, при нагреве начала расширятся и начала искать выход наружу. А нашла она его в радиаторе, в крышке предохранительного клапана, которая успешно была выдавлена. Затем по мере остывания двигателя, жидкость также остужается и ее уровень в системе охлаждения падает, однако при этом образуется разряженная пустота. Но она в таком состоянии держится недолго, воздух любыми путями всасывается, а в основном он поступает через тот же клапан крышки, который призван травить и жидкость и воздух. В итоге, когда двигатель заведен, воздух засасывается еще сильнее и в рубашке системы из-за пробок воздуха полностью нарушается и закупоривается процесс перемещения горячей жидкости. Ну, а затем наступает полный перегрев системы и двигателя, о чем можно и не рассказывать подробно.

Производители, исследовав проблему, поняли, что нужно сделать отвод для воздуха и открыть свободный проход для жидкости, поэтому появилась мысль сделать отдельный бачок, в котором будет находиться охладительная жидкость. Таким образом, придумали расширительный бачок, его соединили с радиатором посредством шланга, через него и поступает необходимое количество жидкости. Однако тут важно было учесть правильный уровень расположения бачка по отношению к радиатору, расширительный бачок должен своей серединой совпадать с верхушкой радиатора. Благодаря такому расположению накипающая и расширяющаяся охладительная жидкость поднимается к верху радиатора и попадает в шланг, по которому свободно перемещается в расширительный бачок. Данный шланг подключен к нижней части бачка, поэтому когда система и жидкость остывают, то излишки охладителя обратно возвращаются в радиатор, при этом без засасывания воздуха. Кстати, расширительный бачок, кроме этой технической стороны вопроса, значительно помог в решении загрязнения природы, ведь жидкость не вытекает на землю, хотя походу этот вопрос мало кого волновал.

Также в тему пришелся расширительный бачок во многих моделях иномарок, которые имеют дутый и обтекаемый кузов. Дело в том, что у них верхняя часть радиатора с горловиной не позволяла сузить носовую часть автомобиля. Пришлось сделать очень длинный радиатор, сжать его при этом и развернуть на 90 градусов. В итоге получилось, что в такой конструкции жидкость двигается слева направо и обратно, а не как это было ранее - снизу вверх, но и в этом случае тем более мог помочь только расширительный бачок. В подобных системах охлаждения расширительный бачок установлен рядом с радиатором и подключен к боковому радиаторному бачку. Поэтому расширительный бачок служит по совместительству и заливной горловиной. Получается, что жидкость попадает в систему сперва пройдя через бачок.

Крышка расширительного бачка и как она работает

Абсолютно очевидно, что чем сильнее нагревается двигатель, тем сильнее греется охлаждающая жидкость. Учитывая, что вся система охлаждения герметичная, то возникает очень сильное давление, получается общее расширение всей системы, но до определенного допустимого предела. Т.к. весь воздух под сильным давлением выдавливается вверх в расширительный бачок, сильное давление сжатого воздуха в определенный момент открывает в расширительном бачке выпускной клапан и воздух покидает систему.

Теперь, когда система и жидкость остывают, происходит такой же процесс, только с забором воздуха в обратную сторону. Из-за резкого понижения давления может произойти декомпенсация, а чтобы давление в бачке не стало ниже стандартного атмосферного, автоматически в расширительном бачке открывается впускной клапан и количество поступившего воздуха уравновешивает давление. Иногда незнающие водители не обращают внимания на эту крышечку, она стоит не тронутая, закипает, закисает солями и покрывается коррозией, вследствие чего и клапан и система перестают нормально работать.

Проблемы из-за неправильно работающего клапана в расширительном бачке

Из-за выше описанных невнимательных действий клапан покрывается коррозией и попросту рассыпается, в этом случае система охлаждения стоит разгерметизированная. Воздух при нагревании жидкости и при остывании свободно гуляет по системе, и, конечно же, при этом образуются воздушные пробки. Любая, даже не значительная воздушная пробка способствует перегреву двигателя, кроме того, система полностью теряет герметизацию. Помимо сказанного, мелкие детали системы отопления и охлаждения выходят из строя, итог — неработающая печка среди зимы.

Даже если расширительный клапан не сломан, но при этом засорен, то проблема происходит та же. Ведь давление скапливается и ему некуда выйти, в итоге давление находит себе выход через поломку какой-нибудь детали, и снова получается разгерметизация отопительной системы. Иногда сильным давлением может сорвать патрубки, охладительная жидкость выливается и двигатель попросту может закипеть. В ином случае может потечь радиатор, это полбеды в сравнении с закипевшим двигателем. Так или иначе, из-за таких перегревов ломаются термостаты и помпы, патрубки также из-за сильной температуры теряют свою гибкость и крепость, да и прочие части приходится менять.

Чтобы убедиться в нормальном состоянии клапана, его нужно проверить, провести визуальный осмотр на наличие ржавчины, накипи или грязи, которая часто образуется от масла и пыли. Нажмите на клапан пальцем, он должен нормально работать, для пущей убедительности поднесите крышку к уху и нажмите на клапан, должен быть слышен звук. При надавливании на крышку будет воздух выходить и издавать свист, а при отпускании крышечку звук будет засасывающий, шипящий.

Отсюда вывод - не нужно пренебрегать малыми деталями в автомобиле, а в случае поломок кидаться на замену целых узлов, которые к тому же немало стоят. В случае с системой охлаждения стоит внимательно относиться ко всем частям, особенно вот к такой маленькой крышечке расширительного бачка.

27-07-2013, 11:15 | Игорь Пелих
 
 
#1 Сергей (3 ноября 2013 14:22)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Здравствуйте. Я хотел бы задать давно мучающий меня вопрос, ответа на который я пока не смог найти. У меня на мотоцикле (да и почти на всех японцах) расширительный бачок системы охлаждения находится ниже заливной горловины радиатора, заполняется он отдельно от всей системы. При этом шланг, соединяющий горловину радиатора с низом бачка сухой, т.е. до пуска двигателя в нём отсутствует антифриз, что происходит после - я не знаю. Плюс к этому система получается открытой - т.к. сброс давления из бачка происходит через простой шланг-сапун. Я до сих пор не могу понять, есть ли смысл в такой конструкции бачка, т.е. выполняет ли он свою функцию? Циркуляция жидкости осуществляется механической помпой.
Спасибо.
 
#2 тим (3 июля 2014 15:30)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
доливая антифриз в расширительный бачок....попала фольга от горловины канистры...успокойте.....все будет хорошо?
 
#3 Олег (21 сентября 2014 20:20)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Замечательная статья. У меня тоже дело было в пробке, а я пошел менять все))) Поменял термостат, заменил датчик вентилятора, промыл печку, радиатор, а машина продолжала кипеть в пробках.. Вот что значит в автомобиле мелочей нет)
 
#4 Илья (27 сентября 2014 21:48)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Цитата: Олег
Замечательная статья. У меня тоже дело было в пробке, а я пошел менять все))) Поменял термостат, заменил датчик вентилятора, промыл печку, радиатор, а машина продолжала кипеть в пробках.. Вот что значит в автомобиле мелочей нет)

У меня такая же сейчас проблем, закипает в пробках, вы не решили проблему эту, в чем причина.
 
#5 Сергей (3 июля 2016 21:48)
Зарегистрирован: -- | ICQ: {icq} |


Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Если пробка радиатора пропускает воздух то не создается необходимое давление и не происходит циркуляция по большому кругу. Антифриз при этом закипает и его выкидывает в расширительный бачок, а от туда на улицу и значит не включается вентилятор, вот и закипает.
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: