На самом
деле технологии так шагнули, что даже «копеечный» болт рассчитывается по
множеству параметров. Проводятся серьёзные исследования, какие материалы
применять, как лучше болты затянуть, вычисляются оптимальные размеры. В современном
моторе даже от болтика (особенно, если это болт головки блока цилиндров)
зависит, разовьёт ли движок полную мощность.
Функции болтов ГБЦ
Болты ГБЦ (головки
блока цилиндров) - это конструктивные элементы для герметизации сочленения «ГБЦ - прокладка - блок». Они создают
требуемое конструкцией усилие сжатия и передают его на узлы двигателя. Для
этого болты следует завинчивать в соответствии с точно определённым методом и
очередностью затяжки.
Прокладка
головки блока цилиндров может только распределять общее усилие, прилагаемое к
ней, на разные участки, которые надо загерметизировать (газовая, водяная и
масляная среды). Это называют удельным распределением сжатия уплотнения. В
связи с этим действует следующее правило: общее усилие, создаваемое болтами
головки блока цилиндров, а также его равномерное распределение по всему
уплотняемому узлу является существенным условием для того, чтобы прокладка ГБЦ
выполняла свою функцию.
Современные двигатели имеют уменьшенную массу и облегченную конструкцию, с этим связаны:
-
Повышенные величины максимального давления цикла (до 220 бар).
-
Возрастающая подвижность узлов двигателя относительно друг друга.
-
Уменьшенная жёсткость двигателя и увеличившееся термическое расширение деталей в связи с использованием блоков из алюминия и магния.
-
Необходимость уменьшения деформации цилиндров и головки блока цилиндров (это называют уменьшением усилия свинчивания).
Для того,
чтобы справиться с такими условиями, болтам головки блока цилиндров пришлось
пережить серьезные изменения. Ведь их свойства должны полностью соответствовать требованиям двигателей. Наряду с
улучшенными материалами и технологиями изготовления болтов серьёзнейшие
изменения были сделаны в отношении конструкции болтов и метода затяжки. А
помимо этого улучшены условия трения за счёт нанесения на поверхности болтов
специальных покрытий.
Типы болтов
Болты
применяются разных типов: с накатанной короткой резьбой, накатанной длинной
резьбой, растягивающейся (компенсационной) спиральной резьбой, растягивающимся
(компенсационным) стержнем.
Для конструкций
моторов облегчённого типа разработаны новые типы болтов. Ведь ГБЦ из алюминия с
блоком из серого чугуна, как и ГБЦ и блок исключительно из алюминия,
демонстрируют при термическом расширении иное поведение в отношении стальных
болтов головки блока цилиндров. Термическое расширение деталей двигателя,
изготовленных из алюминия, примерно в два раза больше, чем у болтов ГБЦ. Использование
материалов, пригодных для изготовления компонентов двигателей облегчённой
конструкции, и изменённые методики затяжки стали причиной того, что на
двигателях современной конструкции находят применение прежде всего болты для
затяжки головки блока цилиндров следующей геометрии:
Болты с накатанным стержнем
Используются
прежде всего в двигателях легковушек. Такие болты характеризуются наличием
резьбы, которая накатывается на стержень. Болт больше не подвергается обработке
со снятием стружки. Свойства таких болтов с длинной резьбой по эластичности
очень близки свойствам болтов с растягивающимся (компенсационным) стержнем,
которые приходится подвергать доработке на металлообрабатывающих станках.
Поэтому такие болты иногда называют более дешёвым вариантом болтов с компенсационным
стержнем.
Болты с накатанной короткой резьбой
У этих
болтов резьба накатывается только до максимальной глубины ввёртывания. Верхняя
часть резьбы при этом принимает на себя большие усилия и из-за этого
подвергается пластичной деформации, которая чаще всего не исчезает.
Болты с накатанной длинной резьбой
У этих
болтов очень длинная резьбовая часть, которая зачастую доходит почти до головки
болта. В этой зоне происходит эластичное и пластичное удлинение болта при
затяжке и при вводе двигателя в эксплуатацию. Модификация болта с длинной
резьбой повышает эластичность, обеспечивает равномерное напряжение вдоль
стержня и придаёт болту достаточную способность к пластичной деформации. А это
гарантирует длительную выносливость всего уплотненного сочленения «ГБЦ - прокладка
- блок».
Болты с компенсационной (растягивающейся)
спиральной резьбой
Это болты, на стержень которых методом вальцовки накатывается одно- или
многоходовая резьба, образующая своего рода «растягивающуюся спираль». Эта
спираль повышает у болтов эластичность и обеспечивает равномерное распределение
напряжения. Эластичная податливость таких болтов зависит от диаметра керна
выбранного профиля растягивающейся спирали. Чем меньше этот диаметр, тем больше
характеристика приближается к параметрам болта с растягивающимся стержнем.
Болты с компенсационным (растягивающимся)
стержнем
Болты этой
модификации часто используются в двигателях грузовых автомобилей. Они характеризуются
утончением стержня от резьбы до участка, немного не доходящего до головки
болта. Благодаря меньшему сечению по сравнению с болтами, стержень у которых «полномасштабный»,
достигается большая эластичная и пластичная податливость. Пластичное удлинение,
важное для ремонта, происходит в не ввернутой, меньшей по диаметру части болта.