Lancia является итальянкой компанией, которая специализируется на производстве машин. Штаб-квартира находится в Турине. 27 ноября 1906 г. известный гонщик Винченцо Лянча вместе со своим напарником Клаудио Фоджолином основали в Турине компанию Fabbrica Automobili Lancia.
Первые шаги
23 сентября 1907 г. было выпущено 1-е
творение под названием Ланча 18-24 НР. Позднее, по рекомендации старшего брата, Vincenzo Lancia
начал именовать свои машины буквами греческого алфавита, и первая машина,
конечно, называлась Ланча Альфа.
Альфа вышла неординарной. Высокооборотный
4-цилиндровый мотор объёмом 2543 кубических сантиметра развивал двадцать
восемь лошадиных сил. Сзади был поставлен патентованный мост со стальной
штампованной балкой, весившей в два раза меньше
простой литой. Крутящий момент на задние колеса передавался от 4КП при
помощи вала, а не цепью, как на большинстве машин того часа. Пока это
единственная модель совсем юной компании не могла претендовать на принадлежность
к автомобильному высшему обществу. Однако уже в 1908 г. на её основе
появилась видоизменённая машина Ланча Диальфа. Автомобиль оснащался
6-цилндровым мотором – одним из 1-х в мире!
В 1913 г. появилась огромная Ланча Theta. На этой машине в первый раз в Европе было
серийно установлено электрическое освещение. Theta имела 4-цилиндровый двигатель объёмом 4940 кубических сантиметра,
при 2200 оборотах в минуту развивавшим семьдесят лошадиных сил. С ним Ланча Theta могла разогнаться до ста двадцати километров в
час. Theta прославилась
самой высокой надёжностью: один автомобильный историк говорил, что этот
автомобиль может сломать лишь профессиональный убийца машин. Свои коррективы
внесла 1-я мировая война: итальянское правительство объявило компанию Ланча военным
предприятием. Вместо шикарных машин нужно было перейти на производство грузовых
автомобилей, специальных машин и даже броневой техники. Тогда же разработали
12- и 8-цилиндровые двигатели.
Война благоприятствовала развитию фирмы: в 1919 г. территории завода
расширились до шестидесяти тысяч квадратных метров. Новая модель Карра получила
на конвейере почётное место, несмотря на то, что в сущности это была
усовершенствованная Theta.
Лучшее время
Золотое время в истории марки Ланча ознаменовало возникновение в 1921 г. модели Lambda –
первой в мире машины с несущим кузовом. В то же время Lancia поручил своим
инженерам разработку независимой передней подвески. Конструктор Баттисто Фалькетто
предложил патрону целых четырнадцать вариаций конструкции передней подвески, из
которых уже сам Lancia выбрал наилучшую – на амортизаторных вертикальных
стойках.
В октябре 1922 г.
данный автомобиль произвёл фурор на автомобильной выставке в Париже. Ланча Lambda
производилась с 1921 по 1931 гг. Было реализовано примерно тринадцать тысяч
экземпляров разных серий. В 1928
г. на гоночном варианте было получено 3-е место в ралли
MilleMiglia. Всё время модернизируясь, данная модель производилась до 1938 г., несмотря на то, что
получила новое имя – Dilambda и более подобающий ей 18-цилиндровый мотор.
Особенность следующей модели топ-класса – это запатентованный
механизм, который соединяет раму и мотор. Она называется Астура. Подвеска
8-цилиндрового V-образного двигателя производительностью семьдесят две
лошадиные силы настолько хорошо изолировала кузов от вибраций, что как говорят
современники, нельзя было определить, когда мотор работал, а когда – нет. В то
же время производились модели более низкого ранга: Ланча Аугуста и Ланча Артена
с гидротормозами Lockheed и несущим кузовом.
Последнее
авто создателя
Последним автомобилем, к которому приложил руку сам маэстро Lancia,
был Ланча Априлья. Винченцо Лянча умер 15 февраля 1937 г. В этом же году вышла
в свет первая Ланча Априлья. В его дневнике в 1934 г. было написано:
«Аэродинамичный стиль и малый вес…». Кузов модели Априлья создавался в
сотрудничестве с аэродинамической лабораторией Высшей технической школы в
Турине, а 22 октября 1949 г.
на кресла последней сходящей с конвейера модели Априлья неизвестный рабочий
оставил такую надпись: «Дорогая Априлья, покидая меня, прими мой скромный
поклон. Ты являешься великой работой очень великого человека, который давно нас
покинул. Твои создатели надеются и ждут, что твоя новая сестра так же нас
прославит…»
Новая сестра – Ланча Аурелия – была работой знаменитого инженера Витторио
Яно, который создал машину Альфа Ромео двадцатых-тридцатых годов. Яно
использовал в этой машине решение, которое для того времени было рискованным,
оборудовав новую модель V-образным 16-цилиндровым мотором. Полагалось, что
нереально сбалансировать такой двигатель, однако… после многочисленных тестов
приняли решение – двигателю быть! Данный мотор был из алюминия, объёмом 1754
кубических сантиметра, и при четырёх тысячах оборотах в минуту развивал
пятьдесят шесть лошадиных сил. Кузов машины без центральной стойки, с
распашными дверями и был спроектирован ателье Pininfarina. Ланча Аурелия
представили публике в мае 1950
г. на мотор-шоу в Турине.
В 1957 г.
появилась очередная дорогая модель. Это была красавица Ланча Фламиния. Машина могла разогнаться до ста шестидесяти
километров в час. Характерной и на данный момент кажущейся комичной деталью
были дворники заднего стекла. Они были установлены не только снаружи, однако
также в салоне, с обратной стороны. Для чего? Для устранения конденсата со вспотевшего стекла! Автомобиль представили на автомобильной
выставке в Женеве в марте 1957
г и целых пятнадцать лет эта модель находилась на верхней строчке в
табеле о рангах фирмы Ланча – вплоть до 1970 г, когда компания Ланча перешла под крыло
концерна ФИАТ. И начинается новая история.
В 1969 компания Италии принадлежит концерну Фиат и в 1996 отметила
своё девяностолетие, представив на рынок несколько новых машин. В девяностые
годы выпускалась традиционная гамма моделей – Delta, Kappa, Ypsilon, Dedra и Zeta.