Многие автолюбители знают, как
это делать и умеют чистить форсунки. Кроме того, некоторые из них имели печальный
опыт несвоевременной их промывки, и знают каковы последствия. Если автовладелец
самостоятельно не может справиться с задачей чистки форсунок, то следует
обратиться в автомастерскую или на станцию технического обслуживания. Большое
значение форсунки имеют в системе впрыска топлива в инжекторном двигателе.
Форсунки разбивают топливо на мельчайшие частицы, похожие на пыль и подают
нужное количество этого топлива в камеру сгорания, где оно поджигается от
искры.
Есть три фактора, по которым определяют, что пора промывать форсунки:
- Производительность. Это пропускная способность форсунок, когда они подают в камеру сгорания достаточное количество топлива.
- Герметичность и факел распыления. Форсунки помогают смешивать топливо и воздух, и эта смесь подается в камеру сгорания, благодаря чему цилиндры хорошо работают. От этого фактора зависит мощность, крутящий момент и общая работоспособность двигателя.
- Расход топлива и стабильность работы двигателя.
С течением времени топливные форсунки перестают работать, это происходит из-за того, что около запорных клапанов на поверхности форсунок образуются различные отложения. Из-за этих отложений форсунки становятся негерметичными, а значит, топливо продолжает подаваться, даже если двигатель находится в неработающем состоянии. Если такая ситуация возникает, то значит пришло время промывать форсунки. Определяется это по запуску двигателя, если даже разогретый двигатель плохо запускается, то значит, на поверхности форсунок появились отложения.gКогда появляются отложения, проходное сечение сопла становится меньше, если вовремя не почистить форсунки, то производительность двигателя снизится, и возможно нужно будет менять топливные форсунки. При появлении отложений факел распыления подает меньшее количество топлива. В свою очередь оно, смешиваясь с воздухом, образует «топливный дефицит». Вследствие чего при резком нажатии на педаль газа она «проваливается», тяга двигателя снижается, он теряет мощность, ухудшается динамика, а расход топлива возрастает.
Двигатель начинает расходовать
большее количество топлива за счет того, что кислородные датчики оповещают
бортовой компьютер о своеобразном «кислородном голодании» и плохой смести
топлива. Поскольку форсунки работают неэффективно, этот момент начинает
компенсироваться за счет увеличения расхода топлива. Если двигатель работает
нестабильно, ехать на автомобиле становится некомфортно, а расход топлива
возрастает, значит нужно промывать форсунки. Сейчас во многих автомастерских
есть специальные стенды, где можно сделать диагностику и прочистить форсунки
под высоким давлением, но бывают ситуации, когда из-за высокого давления
мельчайшие частицы грязи и пыли забиваются во входные фильтры форсунок и
закрывают их. Если это произошло, то есть только один выход – замена топливных
форсунок.
В процессе очистки происходит удаление из каналов, по которым проходит топливо накопившейся там грязи.
Способы чистки форсунок:
- в автомастерской или СТО можно почистить форсунки с помощью ультразвука;
- можно промыть их с помощью специальный присадок топливу;
- в СТО можно промыть форсунки специализированными жидкостями под высоким давлением;
- ручная чистка форсунок при помощи специальных жидкостей.
Наилучшим способом промывки
форсунок является промывка вручную при помощи специальных жидкостей.
Эффективность этого способа давно доказана. Для проведения такой промывки
потребуются подручные средства, и провести ее можно где угодно.
Для того, чтобы провести промывку топливных форсунок вручную понадобятся:
- специальная жидкость для помывки;
- трубка из силикона диаметром около 5 мм;
- два провода одинаковые по длине;
- кнопка;
- аккумулятор или другой источник электричества такой же мощности;
- изоляционная лента;
- инструмент.
Промывочную жидкость следует
выбирать по своему усмотрению, поскольку все они обладают одинаковыми
свойствами. Промывать форсунки можно жидкостями, на которых написано: «Очиститель карбюраторов», «Очиститель дроссельных
заслонок», «Очиститель инжекторов». Для более эффективной очистки лучше
приобрести два маленьких баллончика, а не один большой, поскольку в маленьких
баллончиках давление более высокое. Двух баллончиков вместимостью 250-300 мл
вполне достаточно, чтобы промыть форсунки и дроссельную заслонку.
Демонтаж форсунок
Перед тем как чистить топливные
форсунки, их нужно снять с автомобиля. На форсунках
нет жесткого крепления к двигателю, с помощью топливной рейки они
приживаются к впускному коллектору.
Топливная рейка
С помощью гаек топливная рейка
прикрепляется к впускному коллектору. Нужно открутить гайки и снять топливную
рейку вместе с форсунками из специальных посадочных отверстий, расположенных во
впускном коллекторе. После чего нужно аккуратно вынуть поочередно все форсунки
с посадочного гнезда топливной рейки.
До того как снять топливную рейку, с нее нужно удалить все навесные детали, если они мешают ее снятию. Необходимо отсоединить топливную магистраль, а также «фишки» с коннекторов форсунок. Регулятор топливного давления также присоединен к топливной рейке. Его можно отсоединить от топливной рейки или от него отсоединить вакуумный шланг и «обратку».
В месте, где от топливной рейки
отсоединяется топливная магистраль, может пролиться топливо, поэтому здесь
нужно положить какую-нибудь тряпку, так же следует поступить и с другими
местами, где может вылиться топливо. Чистку форсунок лучше всего начинать
тогда, когда автомобиль несколько часов стоял без движения, поскольку давление
в топливной системе снизится, и топливо проливаться не будет.
Чистка топливных форсунок
К процессу промывки форсунок
нужно подготовиться. Первое, что нужно сделать – это герметично соединить
баллончик со специальной жидкостью для промывки и самой форсункой.
Герметичность в этом случае нужнf для того, чтобы жидкость доходила до форсунки
под высоким давлением. Для того, чтобы соединить форсунку с баллончиком
понадобится силиконовая трубка.
Подготовка герметичного соединения
Нужно как можно плотнее
присоединить трубку к соплу баллончика. Чтобы соединение было герметичным, на сопло
баллончика нужно накрутить изоленту, чтобы диаметр сопла сравнялся с внутренним
диаметром силиконовой трубки. Бывают случаи, когда у баллончика отсутствует
сопло, тогда нужно наращивать диаметр трубочки, которая идет в комплекте с
любым очистителем.
Другой конец шланга
присоединяется к той части форсунки, которая вставляется в топливную рейку.
Поскольку силиконовая трубка достаточно эластична, то сделать это очень легко.
Подготовка электрического питания
Теперь нужно подвести
электричество к форсунке. В этом помогут два провода, один будет подключен к
плюсу, другой к минусу, но поскольку электричество должно поступать импульсно,
нужно один из проводов разрезать и подсоединить кнопку, с помощью которой будет
замыкаться цепь питания.
При нажатии кнопки электричество
будет поступать к форсунке, и она раскроется. После того как кнопку отпускают,
электричество поступать не будет.
Как только провода и кнопка
соединены с форсункой, нужно подключить аккумулятор. При использовании этого
источника питания нужно соблюдать осторожность, поскольку его напряжение 12
вольт, а для раскрытия форсунки нужно всего 9. Электричество не должно
подаваться длительное время, иначе внутренняя проводка форсунки может
оплавиться.
Один конец проводов
подсоединяется к источнику питания, а другой – к «штырькам» коннектора
форсунки. На корпусе коннектора форсунки отмечена
полярность штырьков. Нужно соединить плюс на форсунке с плюсом на аккумуляторе,
а минус – с минусом.
Перед
тем как начать промывать, нужно удалить с форсунок все резиновые уплотнители и
сеточку-фильтр, если ее можно снять. Не
следует давать резинкам контактировать с промывочной жидкостью, поскольку от
этого они могут деформироваться.
После
того, как все подготовлено, нужно удобно расположить все детали очистительной
системы и приступить к промывке форсунок.
Промывка форсунки
Процесс
промывки представляет собой имитацию работы форсунок, но вместо топлива к ним
подается жидкость для промывки под высоким давлением.
При
нажатии на разбрызгиватель баллончика жидкость из него направляется к форсунке,
а чтобы форсунка открылась необходимо замкнуть электрическую цепь.
После того как ток пошел, форсунка открывается, и промывочная жидкость под
давлением распыляется с обратной стороны форсунки.
Следует
обратить внимание на то, как распыляется жидкость с обратной стороны форсунки,
это должно происходить равномерно. Если жидкость течет струйкой, то процесс
промывки следует продолжать до тех пор, пока она не станет распыляться. Если
сразу после начала промывки жидкость равномерно распыляется с обратной стороны
форсунки, то это значит, что форсунка чистая.
Таким
образом нужно промыть каждую форсунку. Промывка одной форсунки продолжается 2-3
минуты с перерывами. После того, как чистка последней форсунки завершена, нужно
повторить процедуру еще раз для каждой из них, поскольку с первого раза вся
грязь может не вымыться, а за время перерыва жидкость ее разъест и в
последующем форсунка окончательно очистится.
Равномерный факел
После
завершения промывки все нужно собрать в обратном порядке. На форсунки
устанавливаются резиновые уплотнители, если те, что стояли на ней в хорошем
состоянии, то менять их не нужно, а нужно всего лишь смазать моторным маслом.
Если они износились, то следует иметь под рукой запасной комплект, чтобы их
заменить. Потерявшие форму резиновые уплотнители ставить не стоит, поскольку
из-за них топливо может протекать или произойдет подсос воздуха во впускной коллектор.
Когда
все собрано, нужно включить зажигание, но не заводить мотор, это нужно для
того, чтобы топливный насос активировался, и давление в системе питания стало
выше. Для повышения давления нужно несколько раз включить и выключить зажигание. После этого нужно
проверить топливную линию и форсунки на протечку топлива. Если топливо нигде не
вытекает, то можно заводить мотор. Обычно вместе с форсунками чистят и
дроссельную заслонку.