Выхлопная система на сегодняшний день присутствует во всех
автомобилях, которые передвигаются посредством двигателя внутреннего сгорания,
исключение составляют электромобили, но они пока стоят на горизонте широкого
потребления. Если по сей день выхлопную систему не убрали и не изменили, значит,
она крайне важна в автомобиле. Стоит разобраться в степени ее важности и даже
поточнее понять, как все устроено, чтобы в дальнейшем без ошибки установить
новую выхлопную систему. Ведь менять ее просто для звука как минимум смешно,
необходимо добавить мощности и получить качественное прибавление динамики своему
автомобилю.
Виды выхлопных систем
и как они работают
У выхлопной системы любого типа есть несколько основных задач, которые она призвана выполнять:
- сегодня основное требование во всем мире, чтобы автомобиль минимально загрязнял окружающую среду. Поэтому выхлопная система должна снижать концентрацию вредных веществ в продукте сгорания;
- очень важное требование к выхлопной системе, это снижение шумности при выхлопе газов, т.к. многие автомобили очень шумные в момент набора скорости.
Два самых важных аспекта, которые выхлопная система должна
выполнять безукоризненно. Но есть еще требование, которое нужно для качественной
работы самого авто, это чтобы все вышеуказанные моменты не отражались на
мощности автомобиля, не посягали на ее скоростные качества, для автолюбителя,
пожалуй, именно это самое главное.
Как выхлопная система
связана с мощностью авто?
Формула мощности двигателя проста, это показатель крутящего
момента, умноженный на скорость, с которой вращается коленчатый вал. В свою
очередь скорость коленвала зависит от того, какой состав, а точнее качество
топливной смеси сгорает в цилиндрах двигателя. Если посмотреть на двигатель в
разрезе на стенде, то будет видно, что когда поршень в цилиндре перемещается
между двумя мертвыми точками верх и низ, то проходя вниз, он засасывает
некоторое количество топлива и обогащает его воздухом, который также
засасывается. Совокупное количество топливно-воздушной смеси равно свободной
части цилиндра, т.е. этот коэффициент будет равен 1. Он зависит от того,
какая разница давления находится в выпускном и впускном коллекторах.
На сколько будет увеличено количество этой топливной смеси в
цилиндрах двигателя, на столько произойдет полезное увеличение мощности,
т.е. зависимость будет от разности давления в коллекторах. Чтобы совсем
стало понятно, можно привести такой случай, например, когда выхлопные газы не
будут выходить из автомобиля из-за того, что выхлопная труба будет закрыта. В
определенный момент вся выхлопная система, вплоть до выпускного клапана, будет
заполнена газами под сильным давлением. Вследствие этого впускной клапан
перестанет подавать свежую топливную смесь, сгорание прекращается, проще говоря,
двигатель глохнет и мощность моментально падает.
Сегодня инженера автомобильной промышленности достигли едва
ли ни идеального состояния выхлопной системы, когда впуск/выпуск, коэффициент
сжатия и все прочее находится в идеально продуманном состоянии. Именно поэтому
постоянно можно наблюдать с выходом нового авто, что его объем тот же, а вот
мощность выросла, потому что мощность не теряется, а наоборот, высвобождается.
Но тут есть тонкий момент. Что касается серийных двигателей,
то они тщательно настроены на определенную работу, т.е. Их выхлопные
системы соответствуют именно установленному двигателю. Если же двигатель прошел
тюнинг, его мощность, конечно же, возросла, поэтому выхлопную систему нужно
менять в соответствии с тем, насколько мощности прибавилось, иначе ее
пропускная способность не позволит выйти повышенному количеству газов. Здесь
стоит сказать, что из всей выхлопной системы самым мощным тормозом для газов
является глушитель. Он представляет из себя конструкцию из элементов,
тормозящих поток газов и состоит: из поглотителя, ограничителя, отражателя и
резонатора.
Данный перечень из четырех элементов создает серьезную
преграду для выхода газов, а чтобы получить полную мощность от двигателя, любые
преграды нужно удалять. Получается, что сопротивление, которое они создают
можно удалить лишь путем демонтажа глушителя, но как же без него ездить, это
просто не возможно. Во-первых, с таким выхлопом вы далеко не уедете, во-вторых,
звук вашего автомобиля не позволит вам ездить в черте города. Отсюда вывод -
нужно правильно настраивать выхлопную систему, под правильностью здесь имеется
в виду следующее. Чтобы за образовавшимся давлением газов практически сразу
создавалось пропорциональное разряжение, т.е. газы вовремя уходят, а
камера наполняется топливом. Но не так все просто как кажется, чтобы получить
такой идеальный эффект, выхлопная система двигателя современного авто
представляет из себя сложный комплекс. Важно правильно высчитать длину первой и
второй трубы выхлопной системы, а также нужно правильно высчитать их диаметр,
плюс ко всему нужно заменить отражатель.
Добротность выхлопной
системы
Выхлопная система авто является колебательной, а потому она бывает трех типов:
- высокодобротная система. Если нужен в малом диапазоне оборотов выигрыш по определенному моменту, то можно использовать данный тип, но для современных агрегатов это не свойственно, поэтому ее не встретить;
- низкодобротная система. Наоборот, здесь большой диапазон оборотов, но при этом небольшая величина выигрыша. Подобная система хороша для спорткаров на кольцевой гонке;
- третий тип системы с ровный крутящим моментом и при этом диапазон оборотов большой. Очень хорош для внедорожников, т.к. имеет хорошую тягу.
Из трех вариантов нет такого, который бы был идеален, каждый
из них настроен и хорош под автомобиль с определенными требованиями.
В вопросе тюнинга выхлопной системы есть много тонкостей,
ниже приведены некоторые советы.
Ваша система выхлопа должна быть лишена элементов отражения
газов, т.к. именно они создают большой резонанс частот при работе
системы. Вам необходимо избавить выхлопную систему от труб, диаметр которых
резко изменяется, и привести их к более менее единому диаметру. Также нужно
убрать из системы все препятствия, которые задерживают выхлопные газы. Важно
сделать соединения гибкими, т.к. головки во время работы двигателя
перемещаются в районе 2 см. Если крепление будет мертвым, то выхлопная система в
слабой точке прорвется или сломает крепления.
Вывод
Для настройки или замены выхлопной системы нужен специалист,
или как минимум человек, идеально понимающий все тонкости выпускной системы. Категорически
нельзя производить ремонт, а тем более замену элементов выхлопной системы
просто так, не имея точного инструмента, знаний и качественных материалов.
Прежде всего, вам придется несколько раз, в соответствии с вашим двигателем
проводить на специальном стенде проверку выхлопной системы. Грамотные спецы
смогут правильно просчитать количество выхлопа и пропускной объем вашей новой
системы. Ведь вам нужно в идеале добиться сочетания трех моментов: мощность,
звук и правильный выхлоп.
Так что не слушайте тех, кто говорит, что он за полдня
заменил себе выхлопную и все работает в идеале. Возможно, он просто заменил
выходной коллектор и теперь у него звук выхлопа похож на выхлоп серьезного
двигателя. Но на деле, тюнинг выхлопа это трудное и дорогое дело, делать его
должны специалисты, тогда вы получите реальный результат повышения мощности.