Камни эти образуются благодаря предприимчивым продавцам
подержанных шин, которые в загашнике имеют немало всяких хитростей для клиента,
или что еще чаще, собственного незнания, как правильно оценить состояние шин.
Одна из таких уловок - это заманивание приемлемыми ценами за товар с якобы
минимальным износом. Как правило, продавцы говорят о том, что состояние покрышек
отличное или хорошее, при этом указывают износ от 10 до 30%, не более того. Если
же проверить их истинный износ, то практически все покрышки имеют износ гораздо
больше указанных цифр. Но не стоит, конечно, сразу подозревать всех продавцов в
том, что они заведомо лгут покупателям, просто их система оценки либо далека от
правильной, либо вообще делается на глазок.
Хотя проблему протектор приносит не тогда, когда он
равномерно изношен, а вот именно в тех случаях, если протектор выглядит
нормальным, а износ у него с креном на одну сторону, при этом визуально этот
крен оценить крайне сложно. Именно по характеру износа определяется, можно ли
эти покрышки эксплуатировать дальше или нет. Возможно, продавцу и все равно, но
вы, как покупатель, просто должны уметь правильно оценивать состояние износа
покрышек, иначе вы вместо экономии можете попасть на лишние затраты. Кроме
того, такие знания вам помогут в будущем вовремя и правильно понять, не пора ли
заменить свою резину.
Правильный замер
высоты протектора
Чтобы правильно измерить высоту протектора приобретаемой или
установленной у вас покрышки, вам нужно иметь под рукой точный прибор
измерения, это может быть линейка с наличием глубиномера или же штангенциркуль.
Иногда умельцы для замера применяют новенькую нестертую монетку, но не стоит
доверять этому методу, может получиться приличная погрешность, в итоге вы не
получите желаемый результат.
Для того, чтобы получить более верную картину о протекторе,
замеры нужно снять в шести разных местах покрышки, но лучше не лениться и
сделать такие замеры в 10-12 местах для верности. Как правило, это делается в
центре протектора, по его краям и по всей окружности в нескольких местах. Можно
даже не записывая эти результаты, запомнить один и по нему ориентироваться,
т.к. размеры должны быть везде одинаковые. Если же износ не совпадает, то
это говорит о разных недостатках, в зависимости от того, где износ не
совпадает, ниже будут приведены примеры на все случаи износа.
Причины неравномерного износа
- протектор по краям имеет большую высоту, чем в центре. Такой вариант износа говорит о том, что резина очень долго была сильно перекачана, при этом на каркас приходилась самая большая нагрузка, а резина при этом осталась в нормальном состоянии. Именно поэтому и не стоит приобретать такую покрышку, т.к. вы не знаете что на самом деле с каркасом;
- обратный случай, когда протектор в центре выше, чем по краям. Это говорит о том, что владелец был не внимательным и часто держал колеса полуспущенными. Такую покрышку можно приобретать только в том случае, если только на них вообще не проехали в спущенном состоянии. Определить это можно, если внимательно посмотреть на боковой рисунок вверху покрышки, он будет явно стерт. При этом износ высоты протектора нужно считать по минимальному значению, если же вы будете качать шины до нормального состояния или больше, то они у вас очень быстро износятся;
- неравномерный износ по ширине, сильно стерт один край. Это свидетельствует о том, что развал схождения колесам был не известен, или же были проблемы с подвеской. Такие покрышки вполне допустимо покупать, но при этом некоторое время после покупки вы будете уравнивать протектор, и все это время сцепка с дорогой будет очень слабой, пока покрышка не станет всей шириной на дорогу. Это не займет много времени, тем не менее, именно этот отрезок нужно быть внимательным и не позволять себе скоростных излишеств. В случае, если не быть осторожным, то это плохо отразится на тормозном пути и курсовой устойчивости. Правильно считать износ нужно по тому, как минимально изношен протектор;
- неравномерный износ протектора по окружности колеса. Т.е. после кругового обмера вы отметили для себя, что шашки по бокам или по центру с разной высотой. Безошибочно можно сказать, что такие покрышки были на авто, на котором водитель любил прибавить хорошенько скорость, и часто тормозил на высоких скоростях. В итоге из-за резких стартов и тормозов и высокой температуры состояние материала, а также структура данной шины может быть серьезно нарушена. Чаще всего это может быть все вместе, плюс еще проблемы с каркасом, поэтому можно говорить об общем износе шины, оставшийся ее ресурс трудно определить. Из-за того, что по всей окружности шина имеет разную высоту протектора, то в этом случае обязательно будет иметься статический дисбаланс. Проблема в том, что никакой шиномонтаж не сможет на своем оборудовании вам это правильно определить и устранить. Естественно, ставить такие покрышки неразумно, во-первых, будет страдать подвеска, во-вторых, безопасность вашего авто под вопросом;
- отсутствие узора протектора сбоку верхней части шины и заметна сильная пожеванность. Это значит, что на покрышке длительное расстояние проехали на почти спущенном колесе. В таких случаях чаще всего страдает каркас, его силовая часть, в связи с этим у покрышки образовывается выраженный статический дисбаланс, и выправить его на шиномонтаже у вас не получится ни с помощью грузов и никак иначе. Две причины, по которым не стоит ее брать: ступичный подшипник будет иметь очень сильную нагрузку, и кроме этого, такая покрышка будет очень шумная, поэтому не соглашайтесь на такую резину ни за какие деньги;
- если у пары одноосных покрышек будет разная степень износа, то сперва посмотрите на самом ли деле это одна пара, проверьте номер партии изготовления, ну и дату выпуска, это все должно совпадать. При разных датах и партиях можно говорить, что покрышки комплектовали от разных машин или из запасных колес. Тут уж вам решать, как вы будете ездить на колесах с разным износом. Бывает, что колеса с одной нумерацией и действительно с одной машины, значит, в этом случае были проблемы с балансировкой или с подвеской. Если по замерам у вас разница протектора отмечается более чем 1 мм, то автомобиль на таких покрышках может быть подвержен заносам, если они стоят на ведущей передней оси.
Если вы хотите добиться от б/у покрышек наилучшего состояния
и длительной эксплуатации, то после того как резина установлена на диски,
сделайте еще одну уточняющую балансировку. Причем первое время вам нужно это
делать после пробега каждые 1000 километров, а для внедорожника каждые 500 км.
Дело в том, что такой повтор поможет максимально сбалансировать резину, когда
она уже побудет под весом именно вашего автомобиля. После первого раза еще
может появиться ощущение биения руля.
Советы
Несколько советов по износу и правильным действиям:
- если на ровной дороге машину носит или же вы визуально наблюдаете износ покрышек, то не откладывая, отправляйтесь на шиномонтаж и проверьте балансировку и развал. Не затягивайте, т.к. покрышки быстро изнашиваются;
- если вы отдали машину в ремонт с подвеской, то после проведения ремонта необходимо, чтобы колеса привели в порядок, проверили развал и сбалансировали. Кроме того, если после сервиса машину тянет в сторону, то отправляйтесь обратно и требуйте исправления, иначе вскоре у вас будут покрышки с разным износом;
- не ленитесь проверять состояние колес и давление. Оптимальное давление для вашего автомобиля в разном состоянии указано и в тех документации и на кузове автомобиля в разных местах. Не стоит ездить на спущенных покрышках, равно, как и не нужно их перекачивать, иначе износа протектора по центру не избежать. Если держать давление низким, то шины будут изнашиваться с краев. Не жалейте времени и средств для слежения за состоянием покрышек, это дешевле, чем покупать новые покрышки.