Активные системы безопасности образуются из разнообразных
качеств авто и его оснащения, все это совместно призвано снизить опасность при
столкновении, а самое главное - предотвратить ДТП или предупредить водителя. В
основу положены разные углы и компоненты, относящиеся к управлению авто, а
именно те, которые подвластны водителю, сюда можно отнести, тормоз, руль, газ и
т.д.
К пассивной системе безопасности можно отнести элементы,
которые могут значительно помочь избежать травм и тяжелых последствий, в случае
если ДТП все-таки произошло. Это всем известные подушки безопасности, усиленные
бампера, ремни безопасности, усиленный каркас кузова, т.е. все то, чем
водитель не управляет.
Создание ремней
безопасности
Ремни безопасности, наверное, самые известные и появились в
автомобилях раньше всех, им уже более сотни лет. Такое, казалось бы, простое и
даже неприметное устройство, очень полезный элемент, предотвращает
произвольное перемещение тела человека по автомобилю в случае удара или резкого
торможения.
Ремни появились в США еще в 1907 году, по крайней мере, это
была удачная конструкция, остальные варианты до этого имели погрешности. Тогда
это было не столь изящное устройство, как сегодня, тем не менее,
конструктивно оно похоже на современные ремни с некоторыми доработками, а
работают они также. Современная конструкция ремня имеет три места крепления.
Когда-то давно автомобильный ремень безопасности был таким же, как сегодня в
самолете, т.е. поясничным двухточечным, в итоге от него отказались. Из-за
резкого тормоза или при ударе такой ремень сам причинял сильную боль и нередко травму органов в животе или позвоночника. Кроме того, этот ремень не
удерживал верхнюю часть туловища и человек мог, подавшись вперед, удариться
головой о стекло или панель, поэтому большинство производителей поняли, что
ремни нужно сделать еще лучше.
Стоит отметить, что до конца 40-х годов ремнями безопасности
особенно не занимались, просто автомобили не были столь скоростными, а их
количество на дорогах не приводило к таким автокатастрофам. Но затем
автомобилей за несколько лет стало вдруг очень много, а модели начали
выпускаться высокоскоростные, поэтому в 50-х годах вопрос безопасности стал
актуальным. США во всем демонстрировало успешные темпы роста, в том числе и в
автопроме, и вот в 1951 году был создан ремень, который имел Y образную форму,
а застегивался он на животе, однако и форма и застежка были далеки от
совершенства.
50-70-е года 20 века
Уже во второй половине 50-х была изобретена современная форма
трехточечных ремней, точнее двухточечный был дополнен еще одной точкой крепления,
и сделал это Нильс Болин - авиационный инженер из Швеции в 1957 году. Это
позволило равномерно распределить силу удара при столкновении, и эту
конструкцию сразу взяла себе на вооружение компания «Volvo».
Но даже у первоначальной конструкции трехточечного ремня
были недостатки, хотя без сомнений, ремень был очень удобен и намного
безопаснее. Однако при исследовании ДТП стало ясно, что от лобового удара
пристегнутый человек подныривал под ремень. Проблема крылась в том, что ремень
безопасности не был динамическим в натяжке, его нужно было при пристегивании
настроить индивидуально под себя. В итоге, спустя много времени, в 1970 году
появился инерционный вариант трехточечного ремня.
Такая конструкция давала возможность плавного вытягивания
ремня не только для пристегивания и фиксации, но и для движения, например, для
плавного наклона, а вот при резком движении вытяжка блокировалась механизмом
фиксатора. Но и тут нашелся недостаток, ведь при наличии теплой одежды между
телом человека и толстой куртки оставалось приличное расстояние для сильного
рывка в случае столкновения.
Преднатяжитель — это было новое устройство, которое пришло
на помощь последней модели ремней, оно срабатывало при ударе и прижимало
сидящего в кресле человека к сиденью. Плюс в том, что каково бы ни было
расстояние меду человеком и ремнем, оно автоматически стравливалось, это
уменьшило количество травм груди. Преднатяжители были двух типов в зависимости
от механизма натяжки. Одни были с пиропатроном, который при ударе срабатывал и
ремень натягивался, после чего патрон нужно было менять. Второй вариант был
оснащен электроприводом и был более совершенным.
СССР не отставало от мира и наши инженеры также работали над
безопасностью. В тогда еще СССР работали над собственной конструкцией ремня на
предприятии «Норма», там же в 70-х годах начали выпускать ремни безопасности. Потом ими обязали использовать всех, кто находится на переднем сидении.
Наши дни
И вот день сегодняшний. 100 лет инженеры всего мира
трудились и ломали головы: как же обезопасить людей? Но сегодня ремень
безопасности не популярная штучка, особенно у нас в стране, отговорок для этого
у каждого хватает, правда все они пустые. Стоит отметить, что по опросу таких,
наверное, большая половина ездящих в авто. Многие водители вообще надеются
только на свое мастерство, другие говорят, что от ремня нет никакого толка, мол,
еще хуже. К примеру, приводят крайне редкие ситуации с падением в воду или
воспламенением автомобиля, когда ремень мешал выйти, и это говорит водитель,
который живет в городе, где нет реки и моста через него. Но действительность
такова, что подобных случаев ничтожно мало, в сравнении с огромным числом обычных
столкновений на дорогах, без пожаров, но зато с не пристегнутыми трупами на
передних сидениях. В конце концов, ремень можно перерезать, ведь в салоне
наверняка что-то найдется. Впрочем, многим водителям стоит вооружиться
житейской истиной «кому суждено утонуть, тот не сгорит» и не боясь начинать
пристегиваться.
Даже если рассудить здраво, даже при не очень сильном ударе,
когда смертельным исходом не грозит, пристегнутый водитель получит ссадины и
ушибы, а не пристегнутый проделает не стандартный выход на улицу через лобовое
стекло. При этом у него будет приличная ЧМТ, а может еще и шею сломать, а также
еще можно оказаться под колесами встречного авто. Очень важно быть пристегнутым
в случаях заносов, когда водитель пристегнут, он не теряет контроля и управляет
автомобилем намного эффективнее.
По закону многих европейских государств, водитель и
пассажиры на передних сидениях обязательно должны пристегиваться, если это
правило нарушать, то после парочки штрафов семейный бюджет может рухнуть,
т.к. предусмотрены очень большие штрафы. Это же практикуется в США, хотя
не во всех штатах.
В российских ПДД также указано, что водитель и пассажиры во
время движения авто должны быть пристегнутыми, а водитель должен следить за тем, чтобы
его пассажиры были пристегнуты, это указано в ПДД, в п. 2.1.2. Но у нас это
проходит мимо, водитель даже не напомнит, а пассажиры про ремни и не
вспоминают, возможно, это потому что штраф был уж очень маленький, однако с
недавнего времени он был увеличен, но о результатах пока судить рано.
Стоит сказать и о безопасности детей, ведь именно дети очень
часто страдают по халатности родителей-водителей, которые вообще не уделяют внимания
ребенку на заднем ряду. Родители считают, что на заднем сидении ребенок в
безопасности, но стоит помнить, что тело и особенно позвонки шеи и малышей
очень слабенькие, а поэтому тяжелая травма может наступить даже при
незначительном ударе.
По новому закону детей можно перевозить, только если в
салоне установлено специальное детское автомобильное кресло, оно должно быть не
просто установлено, но и соответствовать размерам ребенка.
Нужно отдать должное
автомобильным инженерам, за всю историю авто они хорошо потрудились над
безопасностью и в частности над ремнями. Технологии безопасности не стоят на
месте и развиваются по мере развития машин и скорости, большинство технологий
очень эффективны и действенны в области безопасности. Все эти разработки и испытания
стоят огромных денег производителям, на сегодня есть такие автомобили, в
которых уровень безопасности доведен до совершенства. Но для большинства
водителей и пассажиров почему-то сложно воспользоваться самым минимальным —
ремнем безопасности.