Карданные передачи часто устанавливаются как на грузовые, так и на легковые автомобили. Но наибольшее распространение они получили в сельскохозяйственной технике. Как известно, благодаря подвижному креплению подвески автомобиля, его ведущие и управляемые колеса могут перемещаться относительно кузова по вертикали.
Связь между коробкой передач и
ведущими колесами автомашины осуществляется с помощью карданной передачи. Основной
задачей карданной передачи является передача вращения от силового агрегата
через КПП к ведущим колесам автомобиля, которые в свою очередь могут быть и
управляемыми. Обеспечивая жесткую связь выходного вала КПП и колес авто, карданная передача не
препятствует работе подвески машины.
Устройство карданной передачи
Карданная передача состоит из ведомого и ведущего валов, соединенных гибким шарниром. Данного рода соединение очень практично при изменении угла между валами, так как позволяет беспрепятственно и спокойно передавать вращение. Существует два типа шарниров:
- шарниры неравных угловых скоростей (устаревший тип);
- шарниры равных угловых скоростей (современный усовершенствованный тип).
Карданные передачи, которые
основаны на шарнирах неровных угловых скоростей, применяются в основном для
соединения выходного вала и ведущего моста в заднеприводных как грузовых, так и
легковых автомобилей, а также используются для присоединения раздаточных
коробок и другого вспомогательного оборудования.
Карданные передачи, которые
основаны на шарнирах ровных угловых скоростей, применяются в основном для
соединения ведущих колес и дифференциала ведущего моста передне- и
полноприводных автомобилей.
Предлагаю перейти к более
подробному рассмотрению этих типов шарниров.
Шарнир неравных угловых скоростей
Карданная передача, основанная на соединении из шарниров неравных углов, имеет следующую конструкцию:
- ведомые, ведущие и промежуточные карданные валы;
- шарниры (крестовины);
- промежуточные, а также подвесные опоры.
Непосредственно сам шарнир
состоит из так называемых вилок (2 шт.), которые располагаются на валах и
крестовине, являющейся соединительным элементом вилок. В собранном состоянии
вилки валов располагаются относительно друг от друга под углом 90°, которые
соединяет крестовина, с игольчатыми подшипниками на концах четырех чашек.
Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС)
Конструкция карданной передачи, основанной на соединении из шарниров равных угловых скоростей, имеет следующие аналогичные элементы:
- промежуточные, ведомые и ведущие валы;
- ШРУС;
- соединительные элементы.
Шарнир равных угловых скоростей
имеет слегка иную конструкцию, без соединения крестовины.
Сам ШРУС подразделяется на следующие типы:
- шариковые;
- триподные;
- кулачковые или же сухариковые;
- карданные спаренные.
Для наиболее долгого срока службы
данные шарниры имеют защитный пыльник. При повреждении этого важного элемента
ШРУС утрачивает свою герметичность, а также свою смазку и быстро приходит в
негодность. В настоящее время ШРУСы также применяются и в заднеприводных
автомобилях.