Многие автовладельцы, наверное, и не задумывались о строении колес своего любимого «железного коня». В этом обзоре мы рассмотрим одну из основных деталей колеса автомобиля – ступицу, а именно ее разновидность - евро ступица. Прежде чем приступить к рассмотрению евро ступиц, предлагаю разобрать вопрос «Что же такое ступица?»
Ступица – это центральная деталь
(часть) колеса автомобиля, имеющая отверстие, специально сделанное для оси или вала и всегда
соединенное с ободом колеса (данную часть автоколеса вы можете видеть при
снятии колеса в шиномонтаже). Само отверстие ступицы в своей конструкции имеет
шлицевый профиль или же шпоночный паз, который служит для передачи крутящего
момента. Если уж говорить простым обыденным языком, то ступица – это такая
деталь (часть) автомобиля, на которое крепится колесо автомашины.
Для более прочного крепления
колеса наружный диаметр ступицы должен быть равным 1,5-2,0 от диаметра
отверстия, что позволит предотвратить перекос данной детали на валу. Длина
самой ступицы не должна быть меньше диаметра отверстия.
Евроступица
Итак, евроступица – это есть
разновидность ступиц, предназначенных для полуприцепов, грузовиков, автобусов и
другого рода крупно- и среднетоннажных транспортных средств, зарекомендовавших
себя вначале в Евросоюзе, а затем в Китае и в СНГ. Включает в себя 10-шпилечное
крепление для колесных дисков R-24.
Унифицирует все однотипные (подобные) колеса вне зависимости от марки грузового
автомобиля и от типа резины.
История внедрения евроступиц
История внедрения в производство
колес евроступиц берет начало в послевоенное время (Второй Мировой Войны).
Была произведена попытка унификации всех типов колес грузовых автомобилей. Что
немаловажно, сама идея, инициатива была предъявлена крупными пользователями
автобусов и грузиков, а не, как предполагалось, самими изготовителями. Данная
унификация часто пробиваемых колес давала возможность забыть о перевозке с
собою запасок, и в случае проблем с резиной можно было быстро поменять колесо и
продолжить свое движение.
В СССР в послевоенное время
распространился другой тип (стандарт) крепления – крепление на клиньях. Евроступица использовалась в основном на военных вездеходах таких как некоторых моделях ЗИЛа, МАЗа и Камаза, а
также и Урал 375. Это все было предусмотрено с расчетом на то, что если вдруг
начнется глобальная война, то эти автомашины должныбыли ездить именно по Западной
Европе, где в это время уже были во всю внедрены евроступицы в производство
колес как общепринятый стандарт. В настоящие время буквально все производители
полноразмерных автобусов, грузовиков и прицепов полностью перешли на
евроступицы, отказавшись от нестандартных и ненадежных креплений на клиньях.
Кроме изготовителей оригинальных
ступиц автоколес существует несколько производителей международного уровня,
которые специализируются на вторичном рынке комплектующих для автомобилей,
такие как: Robert Bosch GmbH, Delphi Corporation, Wulf Gaertner Autoparts AG.