Главным принципом производства L-моторов Хонды стали
вопросы экономичности и экологичности. Изначально такие агрегаты возникли в
популярных тогда автомобилях Fit. Востребованность
Фита и подобных ему автомобилей была очень высока и весьма мало моделей могли
соперничать с ней, значительную роль в этом сыграли устанавливаемые двигатели
нового типа.
Рассмотрим характеристики двигателей L13A и L15A, их преимущества и недостатки, а также обслуживание и возможности тюнинга.
Мотор L13A Honda Fit и
вариатор:
Имеет четыре цилиндра, рядный, бензинового типа,
установлен поперечно. Один распределительный вал. Установлено 8 клапанов (в
некоторых 1.5 литровых, 16 клапанов). Вращается по часовой стрелке. Цепной ГРМ
привод. Наличие iVTEC имеется
исключительно в 16-й клапанной версии. Отсутствует система отключения цилиндров VCM.
Рекомендуется использовать бензин: Регулярный (A-92), Премиум (A-95).
Сравнительные параметры:
- L13A, мощность 86/5700 л.с. / об.мин, частота вращательного момента – 119/2800 Нм/об.мин. Установлен в Fit GD1
- L15A, мощность 90/5500 л.с. / об.мин, частота вращательного момента – 131/2700 Нм/об.мин. Установлен в Mobilio GB1 – без системы iVTEC
- L15A, мощность 110/5800 л.с. / об.мин, частота вращательного момента – 143/4800 Нм/об.мин. Установлен в Fit GD3 iVTEC
Устанавливаются в автомобили: Fit, Airwave, Mobilio, MobilioSpike и другие.
Немного истории и
описание
Не смотря на трудные времена для компании Honda, L-серия была
выпущена. Изначально двигатели этого типа планировались только для
нового автомобиля Honda Fit. Некоторое время компания находилась в застое, т.к.
ранее выпущенные ею автомобили были весьма совершенны и превзойти свои достижения казалось невозможной задачей. Хонда теряла рынок, так как клиенты требовали все больше
обновлений, которые с радостью предлагали им компании конкурентов, согласно
данным маркетингового исследования. Проекты,
выпущенные во второй половине 90-ых годов, значительно проигрывали
выпущенной продукции Toyota, Nissan, даже Mazda постепенно приближалась по
количеству продаж. Однако Хонда
оставалась на плаву, благодаря первому
поколению CR-V, CivicEK
и H-RV.
В таких тяжелых для компании условиях и появилась Honda Fit.
У разработчиков была задача создать
автомобиль с привлекательным внешним дизайном, совместить его с идеальными
рабочими характеристиками того времени, а также разработать надёжный и удобный в эксплуатации
мотор, который превзошёл бы легендарную D-серию. Именно таким двигателем стал
L-13A, самый первый вариант мотора L-серии.
При разработке компания Honda применила много нестандартных решений, таких как вращение двигателя по часовой стрелке и расположения мотора справа по ходу движения. Было решено заменить ременный привод на цепной. Это как минимум в 2 раза уменьшило необходимость вторгаться в двигатель.
Вместо обычных четырех свечей зажигания было решено
установить восемь, что дало мотору возможность осуществлять запуск даже в самых
экстремальных условиях и ездить на всем, что только может гореть. Значительно
уменьшился расход топлива автомобиля. А благодаря двум свечам, установленным в
цилиндре, мотор смог работать даже на некачественных смесях.
Касательно качества езды, мотор получился замечательным,
благодаря грамотному место положения двигателя и 8-ми свечам.
После победного
создания Honda Fit компания задумала доработать двигатель для более тяжелых
машин. Так и появились аналогичные аппараты: Airwave, Mobilio, Mobilio Spike. Они были значительно тяжелее "первоисточника", потому им необходим был
мотор больше по объёму. Именно для этих целей и
был создан мотор версии L15A.
Изначально L15A практически не отличался от L13A. Однако
в дальнейшем появилась модификация с системой iVTEC. Было уменьшено количество свечей до
стандартного, однако свечи стали более качественными, улучшилась искра и
увеличился срок службы, из-за уменьшения свеч появилось место для VTEC-кулачков
на распределительном вале, увеличилась мощность на 20 лошадиных сил, в
отличие от 1.3 литрового двигателя, так что общая мощность составила 110 л.с.
Стоит заметить, что такие моторы выпускаются давно, и надолго заняли место под капотами
машин Honda, даже сегодня выпускаются различные модификации L-версий.
Надежность конструкции
В сравнении с двигателями K-серий, которые были созданы в
те же годы, L-моторы оказались менее
капризными к различным условиям эксплуатации.
Эти двигатели выжили даже на просторах России, при
суровых условиях эксплуатации и небрежного отношения некоторых наших
соотечественников к технике. Например,
цепной привод в двигателе Фиты, для которого предназначено жидкое
моторное масло, смазывалось 40-ми и 50-ми очень вязкостными маслами, и все же
серьезных последствий не было замечено, моторы выживали.
В российских условиях нашлось слабое место L-серии, это система зажигания. Большинство наших соотечественников просто не знали о свечах зажигания второго ряда и потому меняли только передние свечи, из-за чего изнашивались задние свечи и выходили из строя катушки зажигания. Других недостатков у L-серии попросту не нашлось.
В ремонтно-пригодности мотора есть несколько минусов - это впускной коллектор, который вечно
мешает, и очень маленькое пространство под
капотом у машин типа Fit. Из-за узкого пространства для работы часто
требуются специальные укороченные инструменты, но не смотря на эти недостатки
двигатель вполне ремонтно-пригоден, учитывая, что серьёзный ремонт требуется
ему крайне редко.
Тонкости в
обслуживании
Нет никаких особенных сложностей при уходе за двигателем
L-серии. Главное - своевременно менять свечи зажигания (желательно после пробега
в 20 000-25 000 км)
и не забывать менять моторное масло (типа 0w20 или 5w20). При соблюдении этих
правил проблем с данными двигателями не возникнет.
Хоть в ремонте L-серия и не очень удобная, технически
этот мотор достаточно прочный, чтобы выдержать различные недостатки
некачественного обслуживания.
Способность к тюнингу
Независимо от степени надёжности L-мотора, возможностей
для тюнинга нет по причине наличия 8-ми свечей зажигания и отсутствия в ГБЦ
места. А вот в L15 есть небольшая возможность для тюнинга, однако все равно из-за компактности размещения деталей и экологической уздечки на каждом
элементе весьма мало возможностей.
В данных автомобилях существует возможность заменить
двигатель на K20A, мотор с другой частотой и мощностью лошадиных сил.
Однако такую замену не всегда получается совершить из-за сложности найти
необходимых компоненты и грамотного специалиста, который бы качественно заменил
двигатель.
Резюме
Одними из самих наиболее надёжных двигателей в
производстве являются моторы от Honda L-типа. Конечно, они уступают двигателям
90-х годов в удобстве ремонта, однако в ремонте они нуждаются крайне редко, как
и ранее выпущенные версии B- и D-версии моторов.
В итоге стало ясно, что
из всех моторов, созданных компанией Honda, L-серия очень надежна и
экономична и легко может конкурировать с другими производителями и по сей день.