Заносом называется скольжение транспортного средства,
уводящее от первоначального направления, возникающее при потере сцепления с
дорогой любой пары одноосных колес.
В повседневной жизни водители очень редко пользуются управляемым заносом. Какие причины этого отрицательного отношения к умению, позволяющему уберечь водителя в критический момент на дороге?
- Первое - этот вираж имеет высокую трудность выполнения
- Второе - трудно обеспечить достаточную устойчивость машины
Но порой, возникают непредвиденные ситуации в тяжелых
погодных условиях, когда знание как управлять заносом поможет спастись от
аварии.
Тренировка
Чтобы в совершенстве владеть техникой управления автомобильным заносом, необходимы
продолжительные тренировки. Оттачивать свои навыки лучше всего на специальном
полигоне с максимальной шириной площадки. В целях обеспечения безопасности, на
площадке должны отсутствовать различные препятствия и посторонние автомобили. В
ином случае может возникнуть опасность аварии, либо нежелательного столкновения
с мешающими предметами.
Мнение
профессионалов: Постоянные тренировки придают уверенность при
использовании заноса в сложной ситуации.
Превосходное место для ваших тренингов будет представлять
площадка, на которой учатся вождению
ученики или оттачивают свое владение автолюбители-экстремалы.
Определение типов заноса
Заносы делятся на различные виды, основываясь на способе
исполнения. Важным критерием классификации изучаемого маневра играет
расположение автомобильного привода.
Управление заносом зависит от колесного привода и может делиться на:
- Занос на заднеприводном автомобиле
- Занос на переднеприводном автомобиле
- Занос на полноприводном автомобиле
Каждый пример управляемого заноса имеет характерные
тонкости и должен применяться только на соответствующем типе автомобильного
привода.
Советы
профессионалов: Вырабатывайте у себя привычку моментального
выкручивания руля, если увеличивается вероятность заноса.
Занос на заднеприводном автомобиле
Рассмотрим подробно методику освоения заноса на заднеприводном автомобиле:
- Нажимаем на педаль акселератора, ускоряя автомобиль перед началом поворота.
- Выкручиваем руль в сторону поворота. Ощущаем возросшее напряжение на переднюю ось.
- До пола утапливаем сцепление, увеличивая нажим на педаль акселератора.
- Удерживая педаль акселератора и регулируя скорость, выжимаем сцепление и повторяем эти движения, пока машина не начнет скользить.
- Выкрутив руль в другую сторону, ждем, когда передние колеса войдут в зацепление с асфальтом.
- Держим руль и нажимаем педаль акселератора, регулируя мощность мотора и не допуская, чтобы задние колеса создавали помехи для завершения виража.
Отточенное на тренировках выполнение методики обеспечивает контроль над
заносом и дальнейшее уверенное завершение маневра на заднеприводном
транспортном средстве.
Советы
профессионалов: Учитесь точно определять мгновение, при котором
процесс схватывания колес с асфальтом уменьшается до такой степени, что явно
ощущается скольжение машины.
Занос на переднеприводном автомобиле
Изучим технику действий водителя при контроле заноса на переднеприводном автомобиле.
- Придерживаясь высокой скорости на автомобиле, приступаем к выполнению поворота. Приоритетное требование при этом, чтобы задние колеса начали скользить.
- Затягиваем ручник, утопив до отказа сцепление и отжав педаль газа. Варьируя эти действия, добиваемся уверенного скольжения.
- Прижимаем педаль газа до максимума и отжимаем ручник, обеспечивая этими действиями дальнейшее направленное скольжение.
- Крутим руль в противоположную сторону до момента, когда колеса передка станут уверенно схватываться с асфальтом.
- Отжав ручник, прижимаем педаль газа до максимума для поддержания направленного скольжения машины.
- Перед выходом из виража даем свободу рулевому колесу, чтобы он мог беспрепятственно вращаться до момента своего выравнивания. Закончив маневр, возвращаем себе контроль над рулевым колесом.
Контроль водителя над заносом на переднеприводном транспортном средстве намного труднее осуществить, чем на
заднеприводном. Соответственно, для уверенного владения техникой управления,
потребуется затратить на обучение больше времени.
Управляемый занос на полноприводном автомобиле
Использовать контролируемый водителем занос на
полноприводных машинах - довольно проблематично. Эти мощные автомобили очень
резко реагируют на изменения: увеличение или уменьшение газа, и с трудом
поддаются поворачиванию при управляемых заносах. При ослаблении нажатия на газ есть вероятность разворота транспорта на 360 градусов. Такой же отрицательный
результат может вызвать и усиление нажатия на газ до максимума. Такое поведение прямо связано со скольжением всех колес.
Маневрируя при контролируемом заносе, требуется выкрутить
руль в том же направлении, куда поворачивается автомобиль и увеличить газ,
стараясь прочувствовать свой автомобиль и его перемещение.
Выход из контролируемого заноса на таком транспортном
средстве, считается самым трудновыполнимым. Добиться надежного и уверенного
выполнения последнего этапа заноса можно лишь соблюдая правильный баланс между
движениями руля и педали газа.
В связи
со сложностью выполнения контролируемого заноса на полноприводной машине, требуется обратить особое внимание на
идеальную отработку движений водителя и приобретение большого опыта вождения.
Внезапное торможение
В повседневном перемещении на автомобиле приходится
иногда прибегать к этому неприятному маневру. При невозможности уйти от
аварийного столкновения, со стандартным методом управления и маневрирования,
внезапное торможение - единственный способ. Когда предстоящее столкновение с
транспортом или с другой, неожиданно возникшей преградой, трудно избежать при
помощи привычных методов (с помощью чередующихся нажатий тормоза или пошагового
снижения скорости передачами), на помощь придет метод контролируемого заноса, с
последующим окончательной остановкой.
Мнение
профессионалов: В контроле над заносом главное – это правильное
торможение.
Чтобы воспользоваться в экстренной ситуации управляемым
заносом, необходимо соблюдать последовательность, описанную раньше, для
соответствующего типа привода. Завершив выполнение маневра и избежав аварии,
можно спокойно осуществить окончательное торможение.
Отточенная до автоматизма техника исполнения управляемого заноса, поможет уйти
от аварии на магистрали, и каждый водитель обязан с ней ознакомиться.
Заключение
Большинство автомобилистов уверены, что справятся с
аварийной ситуацией на дороге и не
считают нужным овладевать навыками экстренной езды, к которым относится знание
вывода автомобиля из заноса. Но как показывает печальный опыт, лишних умений не
бывает, особенно на нынешних трассах. Водители не беспокоятся о своей жизни и о
безопасности других участников дорожного движения. Если знание дополнительных
возможностей, управления машиной, поможет избежать потери человеческой жизни,
то большинство водителей должны в совершенстве овладеть ими.