Единственным автомобилем, выпускавшимся в России до 1917 года, считается "Руссо-Балт". Тем не менее, если взять учебное пособие "Курс автомобилизма", изданное в 1912 году, можно прочитать, что из русских заводов, производящих автомобили, функционируют лишь два: Рижский Русско-Балтийский вагоностроительный завод и петербургский завод И. П. Пузырева. Что же за автомобили выпускало второе предприятие?
Настоящий российский автомобиль
Энтузиаст
автомобилизма и патриот своей страны, Иван Петрович Пузырев поставил перед
собой тяжелую по тем временам задачу: производство автомобилей, специально
рассчитанных на российские условия и выпускаемых без применения импортных
комплектующих. Солидное состояние позволяло ему экспериментировать и
изготавливать опытные образцы самостоятельно. Надо заметить, что в те времена
даже Русско-Балтийский завод не мог позволить себе выпуск всех комплектующих:
сложные в изготовлении запчасти импортировались, а на заводе Пузырева - на
момент его основания - работало три человека! Через четыре года их число достигло
всего лишь 80, однако среди них было немало талантливых русских инженеров,
самостоятельно разрабатывающих все узлы машин. Правда, для первой партии
автомобилей пришлось-таки закупать карбюраторы и магнето, но все остальное
делалось в России. Основная часть комплектующих производилась на самом
предприятии Пузырева, только шины и заготовки для рамы поставляли другие
отечественные заводы.
В 1911 появился
первый действительно русский легковой автомобиль. Он имел высокий и массивный
пятиместный кузов типа "дубль-фаэтон" и оснащался четырехцилиндровым
двигателем с рабочим объемом 5130 куб. см мощностью 35 л. с. Коробку передач
разработал и запатентовал сам Пузырев. Ее конструкция была поистине
революционной: шестерни сконструированы в постоянном зацеплении друг с другом,
с валами соединялись при помощи кулачковых муфт. Это исключало поломку зубьев
при включении передачи, что являлось настоящей бедой всех остальных
конструкций: ведь синхронизаторов в те времена еще не было. Кроме этого, рычаги
управления тормозом и коробкой передач впервые были размещены внутри
кузова, а не снаружи, как практиковалось тогда. Еще одной новинкой явились
полуоси полностью разгруженного типа и алюминиевые картеры агрегатов, столь
популярные сегодня. Автомобиль имел лонжеронную раму из никелевой стали и высокий клиренс при базе в 3000
мм. Это обеспечивало отменную проходимость, столь необходимую на российских
дорогах.
На
последующих моделях объем двигателя увеличился сначала до 5716 куб. см, а потом
и до 6325 куб. см, что позволило добиться довольно высокой для того времени
мощности в 40 л. с. На данной машине Пузырев совершил демонстрационный пробег
до Парижа, а затем обратно без единой поломки. Свою машину с кузовом
"лимузин" он выставлял на IV Международной автовыставке в
Петербурге в 1913 году. Одновременно был представлен и гоночный вариант
автомобиля с верхнеклапанным мотором передовой конструкции. Пузырев пытался также
организовать первое в России совместное предприятие по производству автомобилей
с испанской фирмой "Испано-Сюиза". Увы, в этом его постигла неудача,
как и многих его современных последователей.
Печальная судьба
Впрочем,
жизнь пионера отечественного автомобилестроения вообще оказалась не из легких.
Вложенные в производство огромные средства никак не хотели возвращаться, и
больших заказов не поступало: у автомобилей была, как говорится, "плохая
пресса". Увлечение иномарками наблюдалось в России уже тогда. Газеты
ругали Пузырева, называя его автомобили "кустарными" только потому что они производились русскими специалистами и из российских деталей.
Положение
предприятия постепенно становилось критическим. Пузырев пытался добиться
заказов от военного ведомства, стараясь убедить чиновников не закупать
автомобили за границей, но получил заказ на... две машины. Вскоре завод был
полностью в долгах. Последний удар нанесла стихия: в 1914 году здание сгорело.
В огне погибло 15 комплектов новых шасси. В том же году Пузырев скончался, не
вынеся разочарования и банкротства.
Так
погибла идея создания первого полностью русского автомобиля. С тех пор в
автомобилестроении началось копирование западных образцов, продолжающееся и по
сей день. Может, если бы царское правительство поддержало инициативу Пузырева,
иначе сложилась бы и автомобильная история России?