Под микрогибридными
технологиями подразумеваются технологические решения, позволяющие повысить
эффективность эксплуатации двигателя без значительных конструктивных изменений
основных систем и узлов. Программа, реализуемая с 2011 г. французским
автоконцерном PSA Peugeot-Citroen - пример удачного применения
таких технологий.
Принципы
микрогибридной технологии е-HDi
Технология е-НDi разработана на базе интеллектуальной
системы «Start&Stop» второго поколения с рекуперацией. Эта система
позволяет автоматически останавливать ДВС при прекращении движения
транспортного средства или снижении скорости менее 20 км/ч на моделях с
механической коробкой, и менее 8 км/ч на автомобилях, оснащенных 6-ступенчатой
РКПП. При воздействии на педаль сцепления (или отпускании педали тормоза),
двигатель незамедлительно запускается для продолжения движения.
Основой работы системы служит
дизельный инжекторный двигатель HDi с
непосредственным впрыском топлива под высоким давлением (Common Rail).
Главные компоненты системы:
- Стартер-генератор (реверсивный генератор) нового поколения, мощностью 2,2 КВт. Его функционирование обеспечивается приводным ремнем и обратимым натяжителем, позволяющим передавать вращающий момент в обоих направлениях. Интеллектуальное электронное управление генератором обеспечивает рекуперацию энергии при замедлении автомобиля.
- E-Booster – устройство управления, имеющее в своем составе суперконденсатор, позволяющий значительно увеличить поток электроэнергии, идущий от генератора. Имеет собственный дисплей, интегрированный в панель приборов для отображения всех показателей работы альтернативного источника питания.
- Отдельный электронный блок управления, взаимодействующий с блоком управления двигателем.
Следует отметить, что модели с
микрогибридными технологиями е-НDi оснащаются новым типом аккумуляторов, рассчитанным на 600 тыс. циклов запуска, и шинами с
пониженным сопротивлением качению.
Система е-НDi имеет кнопку деактивации «ECO off», после чего автомобиль работает, как
машина с обычным дизельным двигателем.
Основные
преимущества
В условиях современного
мегаполиса технологии французских разработчиков позволяют сократить расход топлива более чем на 15%,
значительно понизив уровень выбросов углекислого газа.
Работа системы полностью
автоматизирована и протекает без активного участия водителя. Время запуска
двигателя составляет всего 0,4 с, при полном отсутствии шумов и вибраций.
Многих автолюбителей беспокоит
вопрос, как ведут себя автомобили из Франции, оснащенные системой е-НDi, в суровых зимних условиях континентальной
Европы. Производитель гарантирует исправное функционирование системы в
температурном диапазоне -50˚С – +30˚С. Интеллектуальная система
отключится на не прогретом двигателе или при падении уровня заряда АКБ более чем
на четверть. Возможно зимой особой выгоды в эксплуатации автомобиля,
оборудованного системой е-НDi,
заметно не будет, но в теплое время года машина позволит сэкономить владельцу
немалые средства, особенно при движении в плотном городском потоке.
Веский довод противников данной микрогибридной
технологии – многократный пуск очень вреден для дизельного двигателя. Но
специалисты заверяют, что дозированная система питания исключает размытие
масляной пленки и, как следствие, масляный голод дизеля. Реверсивный генератор
плавно проворачивает коленчатый вал и пусковой режим ничем не отличается от
режима холостого хода.
Концерн PSA Peugeot-Citroen обещает, что в 2014 г на городских улицах будет уже более миллиона
автомобилей, оснащенных технологией е-НDi.