Многим автолюбителям хорошо известен пятидверный хэтчбек «Москвич-2141». Его заменил более совершенный образец, нареченный именем русского былинного богатыря «Святогор». Улучшения потребительских свойств разработчикам удалось добиться, прежде всего, благодаря применению высококачественных материалов и комплектующих ведущих зарубежных производителей.
Дизайн
Измененные
формы передней части капота, крыльев и решетки радиатора, а также современные
фары фирмы Hella с повышенными светотехническими характеристиками, сделали
внешность автомобиля «Святогор» эстетически более привлекательной. В салоне
появились передние сиденья с регулировками в четырех направлениях, с мягкими
подголовниками, велюровой обивкой и центральным подлокотником. В качестве опций
внутреннюю отделку выполняли из кожи, устанавливали кварцевые часы. Правда, с
передней панели исчезли динамики аудиосистемы и маленькие сопла для обдува
боковых стекол, кроме того, упразднены поручни над головой. Отсутствуют задние
ремни безопасности и узлы их крепления, почему-то не нашлось места для
повторителей указателей поворота на передних крыльях, что можно рассматривать
как нарушение требований конструктивной безопасности.
Окраска
кузова, отштампованного из импортного стального листа, в том числе и
рефлексными эмалями, заслуживает высокой оценки. Несколько огорчают
недостаточно тщательная сборка да чересчур большие зазоры между панелями. Зато
в багажнике машины может монтироваться площадка под дополнительную
аккумуляторную батарею. Приятно радуют глаз новые формованные ковры на полу.
Для тех, кто ценит комфорт, за дополнительную плату автомобиль оснащали центральной
блокировкой замков дверей, электрическими приводами стеклоподъемников и
наружных зеркал.
Ходовая
Существенной
модернизации подверглось шасси. Крутящий момент от двигателя передает сцепления
Luk или Valeo, в приводе передних колес использованы шарниры равных угловых
скоростей GKN, тормозную систему снабдили вакуумным усилителем и главным
тормозным цилиндром Lucas, в телескопических стойках передней подвески нашли
применение гидравлические патроны Спимек. По желанию покупателя автомобиль дооснащался
гидроусилителем руля ZF, легкосплавными дисками, импортными шипами размерностью
175/70 R14 или 185/70 R14.
Есть несколько
модификаций, отличающихся силовыми установками. «Святогор-2141 02» оборудован 1,6-литровым
двигателем ВАЗ-2106, развивающим 76 м/с. С этим мотором машина разгоняется до
155 км/ч, а время, необходимое для достижения первых 100 км/ч, составляет 15,5-15,7
с. Несколько лучшую динамику имеют модели с индексом «214122» и «214123», в
подкапотных пространствах которых, соответственно, находятся уфимские
85-сильные двигатели УЗАМ-3317 (1,7 л) и УЗАМ-3313 (1,8 л). Первый из них
рассчитан на бензин АИ-92, второй — на АИ-80. Максимальная скорость в этом
случае достигает 160 км/ч, а разгон до 100 км/ч происходит за 14,9-15,2 с.
«Заряженный Святогор»
Для
любителей прокатиться «с ветерком» предназначена модификация, имеющая цифровое
обозначение «214145». Ее главным «козырем» является четырехцилиндровый
2-литровый двигатель французской компании Renault-F3R мощностью 112 л.с.
Электронная система управления с распределенным (многоточечным) впрыском
топлива позволяет обеспечить выполнение экологического стандарта Евро-2.
Особенности эксплуатации мотора предусматривают замену топливного и воздушного
фильтрующих элементов через каждые 10 тыс. км, свечей — через 30 тыс. и
форсунок после 60 тыс. км пробега.
Особое
внимание следует уделять качеству применяемого топлива. Бензин с примесями воды
может вывести из строя бензонасос. Самостоятельная диагностика системы
управления с помощью электронного блока, как это делается на «Волгах» и
«Самарах» со впрыскными моторами, здесь невозможна — требуется специальное
оборудование. О неисправности мотора сигнализирует горящая лампа Chech engine,
расположенная на панели приборов. Французский двигатель снабжен четырехколорной
подвеской с оригинальной поперечиной и передними кронштейнами. Специально
разработанный картер сцепления обеспечивает соединение F3R со стандартной
отечественной 5-ступенчатой коробкой передач, точно такой же, какая монтируется
на другие разновидности «Святогора». Однако запчасти для мотора Renault
значительно дороже, чем для российских двигателей. Модель заряженного «Святогора»,
оснащенная подобной силовой установкой, способна двигаться с максимальной
скоростью 175 км/ч, преодолевая отметку 100 км/ч всего за 11,5-11,7 с. Следует
отметить, что выпускная система, изготовленная из нержавеющей стали и
улучшенная звукоизоляция обеспечивают низкий уровень шума в салоне.
Достоинства и недостатки
«Святогоры»,
оборудованные ВАЗовскими и уфимскими моторами, расходуют в зависимости от
режима движения, соответственно 5,8-9,9 л и 6,1-11 л. У «француза»
экономические показатели 6,1-10,4 л. Плавность хода и тормозные качества заметно
лучше, чем у предшественника «Москвича-2141». Устойчивость при движении на
высоких скоростях удовлетворительная.
Портят
впечатление нестабильность параметров изготовления узлов и агрегатов, их
подгонка и качество сборки. Антикоррозионная обработка не отвечает современным
требованиям. В системе КПП передаточные числа нуждаются в оптимизации.
Некоторые детали являются дефицитными. Бывают сбои в работе контрольных
приборов. Не всегда лакокрасочное покрытие обладает необходимой прочностью. К
достоинствам «детища» столичных автостроителей можно отнести просторный салон,
в котором достаточно свободно размещаются пятеро пассажиров, и большой объем
багажного отделения, увеличивающегося при трансформации сидений с 470 до 1270
м.