Двигатели, побывавшие в основательном ремонте, требуют обкатки, а кроме того, испытаний на стендах, поскольку данный вид ремонта авто подразумевает смену огромного числа движущихся частей и установку запчастей, которым по ходу использования автомобиля требуется притирка с теми деталями, которые не были заменены.
Целью
обкатки является взаимное сглаживание и притирание поверхностей, обнаружение неровностей и дефектов, которые могут возникнуть в процессе ремонта
из-за отступления от технических требований. В ходе притирания дефекты
устраняются, а последующие испытания позволяют оценить качественно ли был
проведен ремонт. Проведение обкатки "сердца автомобиля" по окончании основательного ремонта значительно отличается от обкатки абсолютно нового
двигателя, основной упор в этом случае делается на деятельность
ремонтированного аппарата на холостых оборотах несколько часов, для достижения
первичной обкатки.
Если
суть ремонта дизельного агрегата – замена пары комплектов цилиндропоршневой
группы, вкладыша шатунных подшипников, а также ремонте головки, к тому же, без
снятия двигателя с трактора, то совершая притирку, следует избегать перегрузки
на аппарат, а с частотами вращения коленвала (800—1000, 1400— 1600, 1700-2100)
обкатка в этой ситуации продолжается пять минут.
В
то же время уделяется внимание давлению масла, подсосу воздуха в районе
соединения впускных труб, а также температуре и объему охлаждающей жидкости, а
напоследок стоит проверить предельную частоту вращения коленвала на
максимальной подаче горючего.
Обкатка двигателя после капремонта на
стенде
Чтобы
выполнить притирку нового аппарата или двигателя после капитального ремонта
предназначены стенды, с их помощью можно получить наиболее проверенные данные о
состоянии и деятельности всех узлов двигателя. Весь процесс обкатки двигателя
внутреннего сгорания на стенде абсолютно автоматизирован, а нагрузку регулирует
электронный блок системы автоматического управления, так называемый контроллер.
Благодаря автоматизации стенда, следить за процессом можно с удаленного
рабочего места, при помощи компьютера. Плюсом такого способа является
возможность мгновенной остановки испытания, если значение конкретной единицы
стало превышать норму. Кроме того, собранная информация автоматически
обрабатываются и записываются на жесткий диск компьютера.
Обкатка на стенде включает несколько шагов:
- от электродвигателя (холодная)
- на холостом ходу (горячая)
- с изменяемой нагрузкой
От электродвигателя (холодная)
Такой
способ обработки проводится с помощью специального электромотора, при этом
исключается выход газов из камеры сгорания в картер и попадание масла из
картера в камеру сгорания. Для данного способа обкатки требуется использование
маловязких масел, а именно - И-20А, И-ЗОА, кроме этого нужна сочетание масла
И-20 (индустриальное) с МГ-10-Б2 (моторным). Добавив в масло присадку,
продолжительность процедуры уменьшается в полтора раза. Чтобы провести
испытание моторов, требуются вот такие стенды: КИ-5542 (37 кВт), КИ-5541 и
КИ-5543 (55 кВт), КИ-5540 (90 кВт), КИ-5274 (160 кВт), КИ- 5527, выбор нужного
зависит от мощности конкретного двигателя. На длительность обкатки влияют, в
том числе, технические требования марки автомобиля – Д-240 – на моторном масле
полчаса, Д-160 – 55 минут, пусковые, а также оснащенные карбюратором моторы -
20 минут. Параллельно прослушивается стук работы мотора и регулируется
давление, вместе с ним температура масла, а после выявления неполадок процесс
необходимо прекратить, чтобы устранить причину неисправности.
На холостом ходу (горячая). Без нагрузки
По
завершении предыдущей процедуры мотор запускается и обкатывается в соответствии
с техническими характеристиками марки авто, на самой малой частоте вращения
коленвала (Д-240 требуется обработка 20 минут, пять из которых на частоте 1000
мин-1, десять минут с частотой 1400 мин-1 и увеличивая до максимума).
На холостом ходу (горячая). С нагрузкой
Здесь
стенд выступает в роли "генератора" переменного тока , а затем
"нагревателя" мотора. Процесс сопровождается максимальной подачей топлива,
в соответствии с режимами, которые прописаны в технических характеристиках,
соответственно марке машины. К примеру, Д-240 – 80 минут, Д-160 - 50 минут, на 6
режимах с нагрузкой, не стоит забывать держать на контроле температуру и
давление масла, при этом слушать работу двигателя.
Ускоренная обкатка
По
мере необходимости в автомастерских возможно применение ускоренной обкатки
дизеля на топливе с присадкой АЛП-4д, ее требуется добавить в бак стенда в
количестве 1%, в зависимости от массы, и смешиваясь с горючим, она
обеспечивает смесительно-дозирующее устройство КИ-1138А. Во время сгорания этой
смеси в цилиндрах формируются плотные образования оксида алюминия, ускоряющие
время обработки на треть. Возможно ускорение обкатки с применением постоянного
тока, путем подключения минусовой клеммы источника к коленвалу, а плюсовой
клеммы к блоку цилиндров, и в таком состоянии холодная обкатка продолжается 25
минут на частоте вращения 900 мин-1.
Испытания двигателя
Каждый
мотор, подвергшийся ремонту, по завершении обкатки должен пройти
испытания – в процессе работы на холостом ходу его постепенно нагружают до
самой большой частоты вращения, причем одновременно записываются показания
весового механизма стенда. Для получения эффективной мощности "сердца автомобиля"
имеется формула - Nc = 0,736 Pn/10000, в которой Nc — эффективная мощность
мотора, кВт; Р — показания весового механизма стенда, Н; n — частота движения
коленвала мотора, мин-1.
В
процессе исследования на стенде с редуктором, необходимо принимать в расчет КПД
редуктора - n = 0,98 и не перегружать двигатель дольше 5 минут, регулярно
проверяя при этом давление масла и расход топлива.
По
окончании проверки авто требуется провести полный или частичный осмотр мотора
автомобиля. Такие двигатели, как СМД-60, ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-238НБ, Д-108 , Д-160 –
подвергаются частичному осмотру, один из десятка двигателей Д-240, Д-65, Д-21 также проходит частичный осмотр, а полный осмотр проводят для каждого 50-г
мотора. Для проведения частичного осмотра необходимо снять поддон, вскрыть и
осмотреть вкладыши коренных подшипников, располагающихся внизу, а вместе с ними
шейки вала, а кроме того, требуется осмотреть зеркало гильз цилиндров.
Во
время полного осмотра сначала снимается головка цилиндров, вскрываются шатунные
и коренные подшипники, вынимаются поршни с шатунами и затем определяется
качество приработки поверхностей деталей, подвергающихся трению. По завершении обкатки двигателя автомобиля на минимальных оборотах, первую тысячу километров
пробега рекомендуется эксплуатировать его в щадящем режиме, на низких и средних
оборотах, не допуская выхода оборотов двигателя на пик крутящего момента и
первое время прислушиваться к работе двигателя. Если все выполнено качественно, проблем с двигателем не возникнет и автомобиль прослужит долго.