Трудно переоценить роль тружеников автомагистралей – грузовых автомобилей, денно и нощно утюжащих дорогу с многотонной ношей за спиной. К сожалению, новый грузовик стоит больших денег. Поэтому многие фирмы приобретают автомобили, бывшие в употреблении. Большим спросом и уважением пользуются грузовые автомобили в России с пробегом Mercedes Actros.
Трудно с этим не согласиться. Особенно учитывая отсутствие альтернативы грузовым автоперевозкам с их мобильностью и возможностью работать вне жестких временных рамок. Но если на железной дороге, в авиации и судоходстве пять, десять и даже двадцать лет - срок, за который мало что изменяется кардинально, то в мире автомобилей сегодня счет идет едва ли не на месяцы. Постоянно ужесточаются требования к безопасности тяжелых грузовиков. Вспомним обязательное наличие АБС, вспомогательной тормозной системы, противоподкатных брусов, тахографа. В очень жесткие рамки законами европейского сообщества загоняются состав отработавших газов двигателей, шумность машин. Па первый же план для тех, кто эксплуатирует машины, выходит экономичность и надежность "перевозчика". Все больше внимания уделяется комфорту водителя и его напарника. Приобретающие все больший размах поездки грузовых автомобилей в Россию из Европы и обратно, зачастую превращаются в многодневное ралли. Причем без надлежащего дорожного сервиса, с продолжительными стоянками и отсутствующим порой дорожным покрытием – и это на магистралях европейского значения!
Несколько лет назад многие европейские производители обновили свой модельный ряд тяжелых грузовиков. Они выпускали достойные модели, которые и сейчас пользуются спросом в России. Среди них Volvo FH, Renault Magnum, DAF 85 и 95, Iveco Eurostar, MAN F2000, SISU и, конечно, Scania со своей 4-й серией, завоевавшей звание лучшего грузовика 1996 года. Один лишь Mercedes-Benz AG продолжал успешно поставлять на рынок автомобили, запущенные в производство более двух десятков лет назад. Что, однако, приносило коммерческий успех. Благодаря очень высокой надежности и экономичности, машины находили своих покупателей. Но, в конце концов, исчерпались резервы, заложенные в конструкцию Mercedes-Benz серии SK. Новые стандарты по безопасности и экологии, эргономике и экономичности потребовали создания кардинально нового грузового автомобиля.
УЛУЧШЕНИЯ.
И вот свершилось! В 1997 году на международном шоу коммерческих автомобилей в Ганновере Mercedes-Benz впервые представил модель Actros - новое поколение тяжелых грузовиков для грузоперевозок. Серия грузовых автомобилей была разработана "с листа" и охватывает семь версий, оборудованных двигателями мощностью от 313 до 571 л.с. Новейший подход к разработке, объединенный в системах управления отдельными системами и агрегатами под общим названием Telligent, существенно повысил экономическую эффективность автомобиля. Интервалы между двумя последовательными техническими обслуживаниями, к примеру, увеличены более чем вдвое по сравнению с предшественником. Расход топлива снижен на 3-7%, в зависимости от условий работы, а грузоподъемность возросла на 400 килограмм. Эти усовершенствования сочетаются с ощутимым повышением безопасности и комфорта. Тормозная система с дисковыми тормозами на всех колесах под управлением Telligent сокращает тормозной путь Actros со скорости 85 км/ч на длину целого автопоезда, в сравнении с грузовиком, оборудованным обычными тормозами. А профилированная поверхность брызговиков надежно предотвращает образование брызг во время автомобиля в дождь. Как видим, для грузового автомобиля с пробегом – прекрасные характеристики.
В дополнение лояльность к окружающей среде повышена, помимо всего прочего, благодаря абсолютно новым V-образным двигателям, совмещающим высокую выходную мощность с минимальным расходом топлива и низкими выбросами вредных веществ. А собственно сборка автомобиля требует значительно меньше энергетических затрат. В сумме экономия энергии в процессе производства и эксплуатации Actros характеризуется цифрой 1300 ГДж в сравнении с энергией, которая затрачивалась на его предшественника.
КАБИНА.
Новая кабина по-мерседесовски сдержанного, в чем-то консервативного дизайна, с плавными аэродинамическими обводами предлагается в одном из четырех вариантов (S, М, L и Megaspace) с тоннелем над двигателем и с ровным полом. Кабины L и Megaspace имеют увеличенный до 47% (в сравнении с кабиной SK) объем и интерьер высотой 1920 мм. При разработке наивысший приоритет был отдан безопасности. Кабина прошла полный цикл всевозможных краш-тестов, включая испытания на соответствие новым нормам, как шведским, так и более жестким стандартам Европейской Комиссии на удар маятниковым грузом. В рулевое колесо по желанию заказчика может быть вмонтирована подушка безопасности. А сиденья оборудованы интегрированными ремнями безопасности с преднатяжителями.
СЕМЕЙСТВО ACTROS.
Полная серия моделей Mercedes Actros для дорожных перевозок включает в себя шасси с левым (LHD) или правым рулем (RHD) полной массой от 16 до 32 тонн, с двумя либо тремя осями (в последнем случае одна из задних осей может быть подъемной) и большим спектром абсолютно новых возможностей:
- новые V-образные двигатели с системой управления Telligent;
- новая система переключения передач Telligent в механической 16-ступенчатой трансмиссии в ручном или автоматическом режимах;
- новая конструкция рамы трех различных исполнений по толщине (6,7/8 и 9,5 мм);
- не требующая обслуживания подвеска на параболических рессорах, эластокинематика которой дает возможность задней оси/осям подруливать на поворотах. Либо пневматическая, с системой контроля уровня и кренов автомобиля, а также жесткости подвески в зависимости от загрузки автомобиля и дорожных условий;
- революционная тормозная система.
Термин "Telligent", зарегистрированный как торговая марка, установлен для отдельных управляющих компьютерных систем и связи между ними на борту Actros. Бортовые компьютеры не только отображают и контролируют множество индивидуальных функций грузовика, но и соединены друг с другом посредством CAN (Controller Area Network) для обмена данными и командами.
АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Основной вклад в активную безопасность Actros вносит уже упомянутая пневматическая двухконтурная тормозная система, управляемая Telligent с вентилируемыми тормозными дисками диаметром 22,5" на всех колесах. По эффективности системы и удобству оперирования ей при торможении многотонного автопоезда Mercedes Actros приблизился к легковым автомобилям. Это было достигнуто благодаря повышению давления сжатого воздуха до 10 бар, замене части пневмомагистралей электронными линиями, применению АБС нового поколения, интегрированному управлению в комплексе с рабочими тормозами, ретардером и моторным тормозом. Определенное компьютером давление в тормозных механизмах выдерживается индивидуально для каждого из колес.
Telligent является адаптивной системой. После нескольких торможений она распознает прицеп или полуприцеп, с которым состыкован тягач (так как управляет давлением и в тормозных магистралях прицепа). А постоянный контроль за загрузкой автомобиля и прицепа и за разницей в нагрузке на оси в любой момент времени осуществляется очень необычным способом. Для этого используются датчики АБС, контролирующие скорость вращения колес - то есть путем сравнения исходного статического и текущего динамического радиусов колес! Защита других участников движения (в первую очередь - легковых автомобилей и мотоциклов) обеспечивается эффективными боковыми и задними противоподкатными брусьями. Новинка для Mercedes - устанавливаемый по заказу передний противоподкатный брус (как у автомобилей MAN и Scania).
УПРАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕМ.
Новые дизельные двигатели серии 500 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением пришлись весьма кстати для дорог России. Они спроектированы таким образом, что процесс сгорания топлива происходит с низким завихрением смеси. Система Telligent контролирует впрыск высокого (от 1100 до 1800 бар) давления топлива, создаваемого топливными насосами, раздельными для каждого цилиндра. Конструктивно двигатель V8 идентичен V6 и отличается от него только наличием двух дополнительных цилиндров. Каждый из цилиндров при диаметре 130 мм и ходе поршня 150 мм имеет рабочий объем 2 литра.
Особенность конструкции: каждый из 6-ти или 8-ми приводимых непосредственно от распределительного вала топливных насосов высокого давления (ТНВД) не объединен со своей форсункой, а соединен с ней коротким трубопроводом. Это позволяет избавиться от усложнения и утяжеления конструкции, которое имеет место в случае использования схемы "насос-форсунка", когда применяются верхние распредвалы или штанги и толкатели для привода ТНВД. Улучшению процесса сгорания способствует наличие 4-х клапанов для каждого цилиндра в газораспределительном механизме с одним распределительным валом и восьмиструйных форсунок, вертикально установленных в центре головки цилиндров. Плюс еще один цилиндр - декомпрессионный, используемый моторным тормозом. 500-я серия двигателей включает в себя:
- ОМ 501 LA - V6: 12-литровые двигатели мощностью 230 кВт (313 л.с.), 260 кВт (354 л.с.), 290 кВт (394 л.с.) и 315 кВт (428 л.с.).
- ОМ 502 LA - V8: 16-литровые мощностью 350 кВт (476 л.с.), 390 кВт (530 л.с.) и 420 кВт (571 л.с.).
Номинальные обороты двигателей составляют 1800. Максимальный крутящий момент достигается при очень низкой частоте вращения 1080. ОМ 501 LA - V6 дизель весом 885 кг выдает соответственно 1530, 1730, 1850 и 2000 Нм. ОМ 502 LA - V8 в свою очередь весит 1125 кг и развивает момент в 2300, 2400 и 2700 Нм. Топливная экономичность новых дизелей лежит в пределах 185 -188 грамм/кВт. ч. Двигатели спроектированы для работы на протяжении 1000000 км в самых тяжелых условиях и требуют проведения технических обслуживании в среднем через каждые 100 -120 тысяч километров. Столь надежные двигатели во многом и создают славу в России мерседесовским грузовым автомобилям с пробегом.
TELLIGENT СНИЖАЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ.
В зависимости от модификации Actros, Mercedes уверяет, что снижение затрат на технические обслуживания и ремонты составит от 40 до 60%, в сравнении с предыдущей моделью. Простой автомобиля может быть снижен вдвое, а ежедневный контроль для водителя будет ограничиваться проверкой давления в шинах, протиранием стекол и зеркал. Все остальное берет на себя сервисная часть системы Telligent. Бортовой компьютер постоянно держит под контролем уровни топлива, охлаждающей жидкости, масла системы смазки двигателя, масла гидропривода рулевого управления и даже уровень жидкости в бачке омывателя лобового стекла. Контролируются также состояние воздушного и топливного фильтров, аккумуляторных батарей, тормозных контуров, температуры масла двигателя, КПП, ретардера, и редукторов ведущих осей. Всю необходимую информацию водитель получает на мониторе, причем среди большинства европейских языков есть и русский.
Telligent предлагает водителю выбрать ручной или автоматический режим работы трансмиссии. В первом случае команда на включение передачи, выбранной водителем самостоятельно либо по подсказке компьютера, осуществляется рычагом-джойстиком. Который, кстати имеет электрорегулировку своего положения, а собственно переключение происходит, когда водитель нажимает на педаль сцепления. В автоматическом режиме Telligent адаптируется к стилю езды и дорожным условиям. Перемена передач происходит максимально быстро, а компьютер при этом еще и пытается сэкономить топливо: до одного литра на 100 километров. Это тот случай, когда автоматическая КПП экономнее "механики".
ДИЗЙН.
Слава Богу, грузовики еще не превратились в "обмылки". У создателей и потребителей грузовиков свои представления о красоте. И в этих представлениях много общего. Недаром характер бампера, лобового стекла и объема над ними совпадает у Mercedes Actros и известной Scania 4-й серии, дизайн которой, как известно, принадлежит Бертоне. Кстати, автомобили фирмы Scania - основные конкуренты фирмы Mercedes-Benz в секторе тяжелых грузовиков. Но есть, конечно, и отличия: если Mercedes предпочитает четкий горизонтальный строй линий, то Scania ограничивает его вертикалями. Благодаря гладким поверхностям боковин, заворачивающимся "во фронт", Scania выглядит более живой, образной. Actros, напротив, кажется суше, аскетичнее - но и более интеллигентным, более машинным. Если у Scania наиболее выразительным элементом являются боковые окна, придающие ей необычную для грузовика динамичность, и воздухозаборники в "щеках", то у Mercedes это подножки. Дизайнерам этого автомобиля удалось сделать эти строго функциональные элементы еще и декоративными. Примерно тоже они сделали и с воздухозаборниками: убрали их со "щек" и сделали незаметной щелью в разъеме между самой кабиной и бампером.
Создателям одних из лучших грузовых автомобилей в России с пробегом, Mercedes Actros, пришлось изрядно потрудиться. Крупные капиталовложения были привлечены в завод по сборке грузовых машин в городе Верт, и завод по производству двигателей в городе Манхайм. И все это для модернизации и подготовки к производству автомобилей нового поколения. С моделью Actros Mercedes-Benz укрепил и развил свою лидирующую позицию производителя тяжелых грузовиков на европейском и российском рынке. Эта цель также была достигнута последовательной стратегией снижения цены на автомобили по мере их выпуска.