В своей статье «Двигатель вентилятора, радиатора охлаждения ваз, характеристика» расскажем вам о системе охлаждения и об ее возможных неисправностях. Многие водители во время движения наблюдают только за показаниями спидометра. Однако одним из важных приборов на панели является прибор, который фиксирует показания температуры охлаждающей жидкости. Автомобили в большинстве своем не снабжены сигналом, который способен предупредить о выходе за допустимую границу. Поэтому, время от времени необходимо бросать на прибор взгляд. По пару, который вы заметите из-под капота, и запаху закипевшего тосола вы поймете о перегреве. Только теперь вас будет ждать перспектива серьезного ремонта. Кипящая охлаждающая жидкость образуется пар, который будет препятствовать нормальному охлаждению. Температура в результате начнет расти. При движении с перегретым мотором всего за несколько минут может произойти деформация головки блока или поршневая группа может заклинить. Перегрев у исправного двигателя может наступить при неисправности даже деталей, которые стоят копейки и легко заменяются. Самое главное вовремя заметить неисправность.
Необходимо знать, что нужно своевременно выявить причины всех неполадок. При оборудовании автомобиля электрическим вентилятором, он может и стать причиной перегрева. Вентилятор достаточно надежен, он ломается крайне редко. А вот система его управления не столь надежна. К этой системе относятся реле с температурным датчиком. Работа вентилятора проста. При увеличении температуры охлаждающей жидкости до определенного уровня, происходит замыкание омываемого ею датчика. Через управляющее реле включается вентилятор. При неисправности этого не происходит. Диагностику надо начинать с предохранителя. На самой крышке блока предохранителей можно распознать, какой именно отвечает за работу вентилятора. Внешне порой предохранитель выглядит обычно, но из-за плохого контакта он будет не в рабочем состоянии. Достаточно бывает пошевелить его или просто подогнуть контактные лепестки. В случае если предохранитель перегорел, то его просто надо заменить.
Для проверки работоспособности температурного датчика нужно просто взять отсоединить провода, а затем замкнуть между собой. Включив зажигание, посмотреть на вентилятор. Если он закрутился, то это означает, что ремонту не подлежит, так как он неразборный. Однако в экстремальных ситуациях, когда необходимо ехать дальше, провода оставляем замкнутыми, а вентилятор непрерывно работающим. Если замыкание провода датчика ничего не изменило, то тогда реле в предохранительной коробки нужно заменить куском проволоки, перемыкая при этом гнезда управляющих контактов. Для определения управляющих контактов реле нужно обратиться к схеме, которая изображена на крышке блока. Проверьте на самом моторе вентилятора наличие питания. Проверить можно, используя обыкновенную лампочку с проводками. Обратите внимание на провода. Где-то пропал контакт. Используя кусок провода, нужно подать непосредственно с аккумулятора питание на вентилятор. При наличии напряжения на вентиляторе, но отсутствии вращения, вам будет ясно, что проблемы у вас с электромотором. Движение в этом случае продолжить можно, но осторожно. Теперь главное постоянно следить за прибором указателя температуры. Как только стрелка начнет приближаться к красной черте, немедленно останавливайтесь и открывайте капот для того, чтобы остудить двигатель. Удовольствие от такой езды вы не получите, но потихоньку до автомастерской доберетесь.
Проблема с термостатом может стать еще одной причиной перегрева. Если термостат заклинило в закрытом положении, то охлаждающая жидкость начинает циркулировать, минуя радиатор. Убедиться что это так можно, если поднять капот и на ощупь попробовать радиатор. Бывает вполне достаточно постучать чем-нибудь по корпусу термостата для того, чтобы термостат открылся. Если это не даст результата, то придется снять термостат. Процесс этот довольно хлопотный. Из снятого термостата нужно любым способом вытащить всю начинку и затем снова установить на место. Двигатель будет долго прогреваться, но ездить так особенно летом можно. Бывает, что термостат заклинит в полуоткрытом состоянии. Это создаст трудности при диагностике. Радиатор вроде горячий, и даже вентилятор работает, а двигатель все равно нагревается. Поток жидкости, который циркулирует через радиатор, ослаблен. Часть жидкости, однако, продолжает циркулировать по «малому кругу». А если ваш диагноз верен, то смело взламывайте термостат. Если у вас нет уверенности в правильности такого диагноза, то включайте на максимум печку, открывайте окна и потихоньку езжайте в мастерскую. Удовольствия, конечно, мало, но добраться можно.
У автомобиля ВАЗ система охлаждения жидкостная. Она с принудительной циркуляцией и закрытого типа. Клапаны, которые располагаются в пробке расширительного бачка, способны обеспечить всей системе герметичность. Электровентилятор радиатора и термостат поддерживают тепловой режим работы двигателя. В головке блока цилиндров двигателя имеется датчик, который контролирует температуру охлаждающей жидкости. Этот датчик непосредственно связан с указателем температуры, который расположен на приборной панели. Насос охлаждающей жидкости по своей конструкции лопастной, центробежного типа. Он приводится в действие зубчатым ремнем. Вращение передается через шкив коленвала к приводу газораспределительного механизма. Корпус насоса изготавливают из алюминия.
Термостат управляет перераспределением потоков жидкости. Если двигатель холодный, то перепускной клапан термостата закроет патрубок, который ведет к радиатору. Жидкость, минуя радиатор, способна циркулировать только по малому кругу. А на двигателе ВАЗ-2110 этот круг включает в себя радиатор отопителя, блок подогрева карбюратора, впускной коллектор, камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях автомобилей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 жидкость дополнительно поступает еще и в блок подогрева дроссельного узла.
При температуре около 87°С перепускной клапан термостата при перемещении открывает основной патрубок. Часть жидкости циркулирует через радиатор по большому кругу. Патрубок открывается полностью при температуре близкой к 102°С . Вот тогда охлаждающая жидкость будет циркулировать уже по большому кругу. В термостате двигателя ВАЗ-2112 имеется дроссельное отверстие. Оно увеличивает потока жидкости, который проходит через радиатор отопителя.
Охлаждающую жидкость заливают через расширительный бачок в систему. Расширительный бачок изготавливается из полиэтилена. Через него визуально можно видеть уровень жидкости. В крышке бачка установлен датчик. Система контроля укажет вам, если произойдет падение уровня жидкости. С бачком соединяются две пароотводные трубки. Одна пароотводная трубка отходит от радиатора отопителя, а другая – от радиатора охлаждения двигателя.
Радиатор состоит из двух горизонтальных рядов алюминиевых трубок и двух пластмассовых бачков. На алюминиевые трубки напрессованы охлаждающие пластины. Бачки размещены вертикально. Жидкость поступает через верхний патрубок, а отводится она уже через нижний. Рядом расположен тонкий патрубок, который отводит пар. Не рекомендуется использовать воду в системе охлаждения.