Сегодня в статье рассмотрим всевозможное оборудование компьютерной диагностики автомобилей, а также расскажем про новшества этого сложного процесса. Уже прошло более 10 лет как в обиходе российских автомобилистов появилось такое понятие, как компьютерная диагностика. Но и по сей день для большинства остается загадкой, что это за штука и с чем ее едят. А, как известно, новые и неясные рядовому обывателю вещи из-за недостатка правильной информации обрастают всякими слухами и мифами.
Как, в общем-то, и произошло с таким явлением, как компьютерная диагностика. Поэтому цель нашего рассказа попытаться поднять завесу тайны и выяснить что такое компьютерная диагностика, как, когда и кем она проводится. Любой специалист, который занимается ремонтом неважно каких систем и агрегатов, скажет, что прежде, чем ремонтировать, надо разобраться, какой именно узел в системе вышел из строя. В отношении ремонта автомобилей это правило тоже действует. Ремонт и мотора, и подвески может проводиться только на основании результатов исследования, которое проводится с целью выявления неполадок. Залогом качественного и быстрого ремонта вашего автомобиля является правильная диагностика.
Итак, попробуем разобраться. Во-первых, отметим, что можно выделить три вида диагностики, которые с успехом применяются на практике. Цель проведения диагностики каждого из трех видов одна и та же – выявить неисправности в системе. Различия между ними заключаются в точности результатов, а также в том количестве сил, времени и денег, которые будут потрачены на диагностику.
Виды диагностики:
1) самый простой, не требующий каких-либо приборов и специальных знаний, метод простого наблюдения путем визуального осмотра, а также на слух и на нюх, результаты дает приблизительные и самые поверхностные, но затраты самые минимальные;
2) более сложный метод и более привычный нашим автомобилистам – осмотр с использованием различных приборов для замера параметров и величин, на основе анализа которых делаются выводы о неисправностях в системе; результаты дает относительно точные, по материальным затратам относительно недорогой, но вот времени и сил уйдет немало;
3) самый сложный метод – электронная диагностика, проводимая с помощью компьютерной техники, поэтому ее и называют компьютерной диагностикой; на сегодняшний день, пожалуй, самый дорогой вид диагностики, но с другой, стороны результаты будут самые точные, и времени уйдет гораздо меньше; для современных автомобилей, в которых многие системы управляются микропроцессорами, компьютерная диагностика просто незаменима, так как только с помощью нее можно выявить все неполадки в электронных системах автомобиля.
Моторная диагностика
Разберем теперь такое понятие, как моторная диагностика. Ее можно разделить на два вида по признаку, какое оборудование используется при проведении диагностики: мотор-тестер или сканер. Мотор-тестер – прибор, измеряющий все показатели работы мотора, отклонение которых от нормы свидетельствует о неполадках в системе. Применение для диагностики мотора автомобиля мотор-тестера как раз является примером второго метода диагностики систем. Третий вид диагностики, как мы уже выяснили, связан с использованием компьютеризированного оборудования. В случае диагностики мотора – это диагностика с помощью сканера. Для систем современного автомобиля это просто необходимая процедура. Смысл диагностики методом сканирование заключается в следующем. Сканер (внешний компьютер) соединяется с системой управления автомобилем через специальный диагностический разъем. Сканер считывает с процессора управление (режим «Data stream») всю необходимую информацию: коды ошибок, значение сигналов с датчиков, величины коэффициентов. На основе их анализа делается вывод о неисправностях в системе.
Диагностические приборы могут быть переносные и стационарные. Каждый производитель таких приборов имеет свою более узкую специализацию. Да и станции технического обслуживания оборудованы абсолютно по-разному. И только по внешнему виду приборов на станции нельзя сделать вывод о том, насколько качественно будет проведена диагностика. Зачастую переносные приборы нисколько не уступают по своим возможностям внушительному стационарному оборудованию. Ведь не секрет, что в наше время техника и технология очень быстро морально устаревают, им на смену приходят более высокотехнологичные, а значит более продуктивные приборы. Это самая общая картина того, что такое диагностика и какие методы диагностики существуют. Разберемся теперь в процессе диагностики.
Конечно, мы привыкли уже к тому, что компьютерные технологии значительно ускоряют все процессы. Это можно сказать и о диагностики автомобиля. Но, тем не менее, даже с помощью компьютеризованного оборудования установление точного диагноза потребует не менее 30 минут (это при самой простой неполадки). Никогда не верьте тому горе-мастеру, который не успев подключить сканер к диагностическому разъему, тут же сообщает о том, что не работает то и то и это нужно заменить. Дело в том, что просто прочитать код ошибки недостаточно. После получения информации об ошибке в работе какой-либо системы, необходимо провести ряд проверочных тестов на предмет правильности информации о проблеме, поступающей с электронного блока управления (ЭБУ). Если этого не сделать, может получиться следующая ситуация. ЭБУ сообщает об ошибке в работе датчика детонации. Вся система демонтируется, осматривается, а в результате, оказывается, что датчик в порядке, просто его по незнанию или недосмотру во время каких-то работ, проводимых с мотором, не прикрутили к блоку. Один из мифов о компьютерной диагностике рассказывает о том, что если стереть код ошибки, то и дефект пропадет сам собой. Нельзя не согласиться, что это было бы отлично. Нажал две клавиши, и проблемы нет. Но это не так. Современные технологии до такого еще не дошли. Так, вот, разберемся, как работает ЭБУ и почему ошибку надо не только выявить, но и устранить тот дефект в работе системы, который ее вызвал. Понятно, что код ошибки несете в себе информацию о той или иной неисправности, то есть имеет информативное значение. Но ошибки могут иметь разный статус: статистические (текущие) ошибки и случайные (единичные или накопленные).
Электронный блок управления постоянно держит под контролем работу всех систем и проверяет их исправность. Аналитическая работа ЭБУ начинается сразу, как только включается зажигание. И на протяжении всего времени работы мотора блок управления анализирует данные со своих датчиков и исполнительных устройств. Если ЭБУ находит дефект в работе какой-либо системы, то она фиксирует неисправность путем выставления кода ошибки. При этом работа системы не прекращается за счет подключения аварийной ветви программы управления. После прекращения работы мотора в оперативной памяти микропроцессора автомобиля сохраняется код ошибки, выставленные ЭБУ во время работы мотора. Информация в оперативной памяти бортового компьютера будет сохраняться еще некоторое время. Даже после устранения неполадок в работе мотора согласно коду ошибки при пуске мотора ЭБУ будет фиксировать эту ошибку, но уже со статусом случайной. Только если после некоторого количества пусков мотора дефект в работе системе не повторяется, код ошибки автоматически удаляется из памяти компьютера. Очевидно, что стерев код ошибки с ОЗУ, нельзя устранить неполадки в работе системы. Ведь дефект все равно остается и негативно сказывается на работе мотора. При включении зажигания ЭБУ будет снова и снова фиксировать ошибку, и заносить в память компьютера. По крайней мере, такой алгоритм работы имеет большинство систем управления ДВС. Но такие системы уже устарели. На смену им пришли более высокотехнологичные системы управления ДВС, для которых свойственно адаптивное управление, позволяющее более оптимально использовать результаты управления. Чаще всего такие системы встречаются на автомобилях американского производства. Для них характерно глубокое адаптивное управление с большим диапазоном воздействия. Иногда адаптивное управление встречается на европейских автомобилях и практически никогда на японских.
ДВС
Суть работы адаптивной системы управления ДВС можно описать следующим образом. Блок управления на основе анализа данных своего руководящего воздействия подстраивается под конкретный мотор и условия его эксплуатации. Адаптивная система правления хранить все поправочные коэффициенты и переменные показатели в отдельной области оперативной памяти. В случае отключения питания (например, при снятии клемм с аккумулятора) все коды ошибок стираются, при этом теряется адаптация. Многие ошибочно думают, что в этом случае и сам дефект устраняется. Но это не так, хотя, иногда при стирании кодов ошибок из памяти пропадают внешние симптомы существующих неполадок. Но это только временное явление и дефект обязательно даст о себе знать. В некоторых случаях при сбросе данных ухудшаются ходовые качества автомобиля. При возникновении такой ситуации американские автопроизводители советуют поэксплуатировать автомобиль в различных режимах. Все потерянные данные о дефектах в работе систем будут восстановлены, и адаптивная система управления сможет снова приспособиться к существующим условиям работы. Но самый новый стандарт диагностики, известный как On-Boart Diagnostics II, предусматривает сохранения кодов ошибок в ОЗУ независимо от питания блока управления. Некоторые автопроизводители пошли еще дальше и используют для хранения адаптационных данных оперативную память с отдельным блоком питания. Для таких автомобилей (большинство иномарок, выпущенных после 1997 года) единственный способ сбросить адаптацию – воспользоваться сканером. Но даже самым современным автомобилям при диагностике не обойтись только одним сканером. Для выявления всех неисправностей в двигателе обязательно использование и мотор-тестера.
Как и любое другое оборудование, мотор-тестер, который представляет из себя многоканальный цифровой осциллограф с набором специальных функций, может быть стационарным или переносным. Суть его работы от этого не меняется. А заключатся она в следующем. Он измеряет различные сигналы системы, наблюдает их форму и обрабатывает полученные данные при помощи процессора (иногда даже нескольких процессоров). Можно сказать, что диагностика мотор-тестером тоже является компьютерной. Кстати надо заметить, что диагностика с помощью мотор-тестера наиболее универсальный способ. С его помощью решаются гораздо больше повседневных проблем, возникающих в работе двигателя. В большинстве случаев только при использовании мотор-тестера можно установить диагноз без погрешностей. А для систем типа KE-Jetronic, L,LE-Jetronic, DIGIFANT, для которых характерна слабая способность к самодиагностике, мотор-тестер просто необходим.
Мотор-тестер на поиск и локализацию дефектов системы тратит заметно больше времени, чем сканер, примерно два-три часа. Да и от работающего с ним специалиста требуются специальные знания и навыки. На практике и в отношении диагностики с мотор-тестером встречается много непонимания и заблуждений. Многие непросвещенные в этом деле автомобилисты попадаются на уловки горе-специалистов, получая от них заключение о диагнозе неисправностей в работе двигателя в виде распечаток с данными, полученными с нарушениями условий измерения. А, как правило, правильность диагноза проверить на месте нельзя.
Отношения к диагностике
Хочется поднять еще одну проблему, связанную с отношением автомобилистов к компьютерной диагностике. Понятно, что каждый автомобиль даже одной модели уникален, ведь его состояние зависит не только от конструкции, но и от условий эксплуатации. Иногда проявления дефектов настолько очевидны, что можно и без всяких приборов определить, в чем причина, а бывает и наоборот. И диагностика, даже с применением современных приборов, растягивается на несколько дней. И здесь хочется обратиться к автомобилистам. Если такое происходит, это далеко не всегда означает, что ваша машина попала в руки к плохому специалисту. Просто случай неординарный. Например, как этот. Жалоба на гуляющие обороты холостого хода. Любой специалист явно распознает работу экономайзера принудительного холостого хода. Результаты диагностики говорят о том, что регулятор холостого хода просто заклинивает. Ни промывка, ни замена регулятора ничего не дает (после замены через день все повторяется). Дальнейшая диагностика показала неисправность в воздушном фильтре в виде разрыва, через который пыль с улицы попадала в регулятор, что и нарушало его работу.
Современный мотор – очень сложный агрегат. В нем сочетаются механическая конструкция и сложная электронная начинка. При диагностике мотора должны быть учтены все фактора, которые влияют, как на механическую, так и на электронную часть мотора. Причем степень влияния тех или иных факторов на возникновение различных неисправностей может быть больше или меньше в зависимости от конструкции мотора, его текущего состояния. В разных случаях абсолютно разные по своей природе дефекты могут внешне проявляться совершенно одинаково. Поэтому на анализ уходит много времени, так как сначала нужно выдвинуть все возможные версии, а затем каждую из них проверить на предмет подтверждения, для чего проводится приличное количество различных тестовых операций. Конечно, от ошибок никто не застрахован. Иногда не помогает ни богатый опыт, ни все меры перестраховки. Зачастую какая-то, казалось малозначительная, деталь ускользает из цепочки рассуждений, разрушая всю логику. В общем, оказывается что именно эта деталь стала камнем преткновения в данном случае, и пока ее не найдешь ничего не получится.
Итог
Надеемся, что все выше рассказанное поможет большинству автолюбителей хоть немного разобраться в таком явлении, как компьютерная диагностика, научит каждого из них правильно обращаться со своим автомобилем и поможет найти общий язык со специалистом, проводящим компьютерную диагностику.