В нашей сегодняшней статье мы будет представлена контрольная сборка и разборка двигателя и основных его компонентов.
Группа шатунно-поршневая
Разборка
Поршневые кольца снимаем. В с цилиндрической выемкой опору улаживаем поршень и с помощью центрируемого поршневого пальца в отверстии оправки, под прессом выпрессовываем палец (усилие не менее 0,8тс). Недопустимо пользоваться молотком для выпрессовки-запрессовки с целью избежать повреждения поршня. В случае, когда детали группы шатунно-поршневой мало изношены и без повреждений, использовать можно их снова. Для этого при разборке их нужно помечать, чтобы в последующем собрать теми же деталями группу и установить ее в снятый цилиндр двигателя. Складывать детали по цилиндрам можно в изготовленный из пенопласта поддон.
Сборка
Сборку начинать нужно с подбора к поршню пальца. При правильной установке, смазанный моторным маслом поршневой палец, входит в отверстие поршня простым нажатием большим пальцем руки и держался в нем при держании поршня вертикально. Если палец выпадает, его нужно заменить на другой по категории. При использовании в поршне пальца высшей (третьей) категории, поршневым пальцем подлежит замене с поршнем целиком. В верхнюю шатуна головку, палец вставляется с натягом, поэтому для расширения головки верхней его необходимо нагреть. Для нагревания поместим шатуны в духовку или электропечь на 15 минут при температуре до 2400С. К сборке палец подготовьте заранее, на валик оборудования для запрессовки пальца поршневого, который используется для всех моделей автомобиля ВАЗ, наденьте его и установите кольцо дистанционное 4 мм толщиной, внутренним диаметром 15 мм и наружным 22 мм, между рукояткой и пальцами. Установите направляющую на конце приспособления и закрепите винтом. Затяните винт неплотно, с целью расширения пальца от соприкосновения с нагретым шатуном, избежать заклинивания. Запрессовку необходимо выполнить как можно быстрее для верного соединения шатуном с пальцем, так как шатун остывает быстро и после охлаждения изменить положения пальца не представится возможным. Поршень с шатуном собирается так, чтобы на днище поршня стрелка была направлена на выход отверстия для масла, которое располагается на шатуне в нижней головке. Нагретый шатун зажмите в тиски. На шатун наденьте поршень, чтобы отверстие для пальца и отверстие верхней головки шатуна совпали. Закрепленный поршневой палец на приспособлении просовываем до упора заплечиков в отверстие поршня, в верхнюю шатуна головку. При этом поршень должен быть прижатым к головке верхней шатуна по направлению запрессовки пальца бобышкой. В таком случае палец станет в правильном положении. Когда шатуна охладиться, смажьте моторным маслом с помощью отверстий в бобышках поршня палец. При установке поршневых колец их замки располагаются через 1200 по окружности поршня. Выточкой вниз установите нижнее компрессионное кольцо.
Головка блока цилиндра
Разборка
При необходимости замены одной детали, разбирать головку блока цилиндров полностью не нужно, а снимаем только нужные для замены детали. Полная разборка головки цилиндра производится в следующей последовательности. Удаляется крышка с прокладкой, головка цилиндра устанавливается на подставку, отворачиваются гайки и снимается карбюратор с проставкой, выпускной и впускной трубопроводы с одновременным снятием заборника теплого воздуха, теплоизолирующий экран карбюратора. Снимаем с двигателя датчик показа температуры охлаждающей жидкости, патрубок отводящий рубашки охлаждающей, свечи зажигания и контрольной лампы масляный выключатель давления масла. Отвинчиваем гайки и снимаем с прокладками топливный насос, толкатель и проставку. Потом отсоединяется корпус вспомогательных агрегатов от головки цилиндра. Из постелей опор распределительный вал вынимается и с него снимается сальник. Вынимаются с регулировочными шайбами толкатели клапанов из отверстий головки цилиндра. Клапаны освобождаются от сухарей, сжимая при этом приспособлением для установки и снятия клапанов, пружины. Снимаются пружины с тарелками. Повернув головку цилиндра, с нижней стороны вынимаются клапаны. Далее с втулок направляющих снимаются опорные шайбы пружин и колпачки маслоотражательные.
Сборка
Клапаны и новые колпачки маслоотражательные смазываются моторным маслом. Старые к использованию не годятся. Установим опорные шайбы пружин, напрессуем оправкой колпачки на втулки направляющие клапанов. В направляющие втулки вставляются клапаны, устанавливаются тарелки и пружины клапанов. Сухари клапанов устанавливаются при сжатии приспособлением для установки и снятия клапана пружины. В отверстие головки цилиндров вставляются толкатели клапанов с шайбами регулировочными, при этом проверяются втулки установочные опор вала распределительного, они должны быть одеты на шпильки. От остатков использованных прокладки, масла и грязи необходимо очистить соприкасающиеся поверхности корпуса подшипников и головок блока цилиндров. Кулачки вала распределительного и опорные шейки смазываются моторным маслом и укладываются в опору головки цилиндра так, чтобы кулачки от зубчатого ремня, направлялись вверх. На поверхность головок цилиндров, которые соприкасаются с корпусом крайних опор вала распределительного, нужно нанести герметик. Двигатель следует запускать после нанесения герметика через 1 час. Устанавливаем крышки распределения опор и в два приема зажимаем их гайки. Смазанный моторным маслом новый сальник вала распределительного запрессовывается оправкой для переднего вала коленчатого сальника и сальника вала распределительного. Установите корпус агрегатов вспомогательных с кольцом уплотнительным и прокладку с отводящим патрубком рубашки охлаждения. Далее устанавливается теплоизоляционная проставка с прокладками, топливный насос и толкатель. Надеваются прокладки на шпильки головок цилиндров, устанавливается выпускной коллектор, который закрепляется центральной гайкой и устанавливается впускной трубопровод. Крепятся они с теплого воздуха заборником. Устанавливается теплоизолирующий экран карбюратора, проставка и карбюратор. Крепится он гайками и закрывается карбюратор тряпкой и заглушкой технологической. Далее вкручиваются свечи зажигания, выключатель масленый лампы контрольной давления масла и температурный датчик указателя охлаждающей жидкости.
Водяной насос
С помощью съемника для разборки, нужно стянуть зубчатый шкив насоса с вала. Стопорный винт откручивается и выпрессовывается крыльчатка в сборе с валиком, сальником и подшипником. Снимается сальник. При необходимости крыльчатка стягивается с вала. С помощью отправки при сборке насоса в корпус насоса без перекосов устанавливается сальник. Валик с подшипником таким образом запрессовывается, чтобы гнездо винта стопорного совпадало в корпусе носа с отверстием. Стопорный винт подшипника закручивается и чеканятся контуры гнезда, что бы избежать ослабление винта. Крыльчатка и зубчатый шкив напрессовывается, причем должны быть выдержаны параметры 52+0,5 мм и 49,8 мм до корпуса верхнего края стакана. Перед напрессовкой шкив нагревается до 150-200 0С. Насос за крыльчатку закрепляется когда шкив остынет и проверяется надежность соприкасания на валике шкива путем прилаживания к шкиву момента 2,5 кгс х м. Проворачиваться при этом шкив не должен.
Масляный насос
Для разбора масляного насоса необходимо в тисках закрепить крышку насоса, выкрутить редукционный клапан. Пружина и клапан вынимаются. Винты крепления крышки с корпусом насоса выкручиваются; отсоединяются и вынимаются ведущая и ведомая шестерни. Самоподвижной сальник коленчатого вала выпрессовывается с крышки. Перед сборкой насоса в зоне шестерен корпус, клапан редукционный и резиновое уплотнительное кольцо трубки маслоприемника, а также шестерни смазываются моторным маслом. По наружному диаметру сальник также смазывается моторным маслом и запрессовывается до упора таким образом, чтобы уплотняющая кромка не касалась старого места. Осторожно закрепляем крышку в тисках, устанавливаем в корпус шестерни, наносим на поверхность корпуса, сопрягаемого с крышкой жидкий герметик и закрепляем корпус и крышку винтами. Устанавливаем на место пружину, редукционный клапан и закручиваем пробку. В обязательном порядке перед установкой пробки, под нее ставится кольцо алюминиевое уплотнительное 0,5+0,2 мм толщиной. Шестерни после сборки маслонасоса должны вращаться без заеданий, плавно при проворачивании рукой.
Топливный насос
Для разборки насоса болт крепления крышки отворачивается, снимается крышка и вынимается топливный фильтр насоса. Потом выкручиваются винты верхнего и нижнего корпуса насоса, при этом они разъединяются. Узел диафрагм поворачиваются на 900, вынимается пружина и узел. В случае необходимости ось выпрессовывается и вынимается балансир, рычаг и пружина балансира. Отворачивается гайка штока и снимается диафрагма насоса. Сборка насоса осуществляется в обратном последовательном порядке. При установке диафрагм нужно обращать внимание на правильное расположение отверстий по отношению к отверстиям нижнего корпуса насоса.
Карбюратор
Винты крышки крепления карбюратора выкручиваются и осторожно отсоединяется от корпуса таки образом, чтобы прокладка, поплавок, трубки эконостата и переходной системы камеры второй остались не поврежденными. Разбирается верхняя часть карбюратора в следующем порядке. Оправкой 3х24,5 размера осторожно ось поплавка выталкивается из стоек и без повреждения язычков поплавка отсоединяется от крышки. Снимается прокладка, выкручивается седло игольчатого клапана. Патрубок подачи топлива выкручивается и вынимается топливный фильтр. Корпус жиклера топливного холостого хода с запорным электромагнитным клапаном выкручивается и вынимается жиклер. Ось откручивается, вынимается шарик с пружиной, рычаг управления заслонки воздушной снимается, отсоединяется пружина рычага воздушной заслонки. В случае необходимости можно открутить винты крепления заслонки воздушной, извлекается заслонка и ось. Диафрагменное пусковое устройство разбирается путем снятия крышки в сборе с регулировочным винтом. Пружина и диафрагма со штоком вынимается. Корпус карбюратора разбирается. Для этого крышка ускорительного насоса с рычагом и диафрагмы с пружиной снимается. Вынимаются из ускорительного насоса и первой и второй камер распылители. Распылители насоса ускорительного вынимаются только за корпус распылителей. Гайка оси дроссельной заслонки первом камеры откручивается, снимается кулачок привода насоса ускорительного и шайба. Винт крепления выкручивается и снимается провод электрический с концевым выключателем экономайзера холостого принудительного хода с винтом регулировки количества смеси холостого хода. В случае необходимости можно выкрутить винт регулировки количества. Вынимается пластмассовая заглушка с помощью шурупа или штопора и откручивается регулировочный винт качества (состава) смеси холостого хода. Далее снимается крышка экономайзера режимов мощностных, диафрагма и пружина. Топливный жиклер экономайзера выкручивается. Также выкручиваются из главных дозирующих систем главные топливные жиклеры и главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками. Если нужно, снимите заслонку, крепежные винты дроссельной заслонки первой камеры открутите и выньте ось в сборе с рычагами привода. Снимите стопорную шайбу, выкрутите винты крепления второй камеры дроссельной заслонки, снимаете заслонку и выньте ось заслонки. Подшипники осей первой и второй камер дроссельных заслонок снимаются.
Собирается карбюратор в обратной последовательности, соблюдая следующее:
1) поплавок на своей оси должен поворачиваться свободно, стенок камеры не касаясь
2) игольчатый клапан должен скользить в своем гнезде свободно, без заеданий и перекосов
Обращая внимание на маркировку, жиклеры местами не перепутаем. Закрутив винты крепления дроссельных заслонок, их нужно на не допускающем деформации осей заслонок приспособлении зачеканить. Когда ускорительный насос собираем, винты крепления крышки нужно наживить, на рычаг привода насоса нажать до упора, закрутить винты крышки и опустить рычаг.