Несмотря на пренебрежительное отношение многих людей к тормозной системе, ее можно по праву считать одной из самых важных моментов в автомобиле. Каждый год из-за неисправностей в ней на дорогах гибнут тысячи людей - не намного меньше, чем по вине пьяных водителей. Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам понять, что ваш железный друг нуждается в ремонте. Однако следует также понимать, что далеко не все проблемы можно решить самостоятельно – есть ситуации, когда лучше обратиться к квалифицированному специалисту. Приведенный ниже список – это не пособие по ремонту тормозной системы, а всего лишь некоторые симптомы неисправности тормозной системы автомобиля и пара советов.
Малое количество жидкости.
Возможная причина – износ собственно тормозных колодок, но чаще встречается другой симптом – утечка тормозной жидкости. Попробуйте тщательно осмотреть на наличие жидкости или утечки тормозные цилиндры, суппорты, а также главный цилиндр, тормозные шланги и трубки. Деталь с неисправностью нужно обязательно заменить!
Педаль тормоза расположена низко.
Данный симптом появляется при износе тормозных колодок – зацикливается отвечающая за их разводку система авторегуляции барабанных тормозов. Есть возможность исправить неполадку вручную, просто отрегулировав систему, но это не спасет колодки от дальнейшего износа. Для полного устранения неисправности лучше всего заменить или же хорошо почистить систему авторегулировки, а также заменить тормозные колодки.
Педаль тормоза мягкая и торможение низко эффективно.
Здесь можно предполагать очень много причин, но основная из них – это закачка воздуха в тормозную систему при разгерметизации или неполном покачивании. Также, при малом уровне тормозной жидкости, возможен вариант поступления воздуха из расширительного бачка. Кроме того, эта проблема может быть следствием неполадок в главном тормозном цилиндре, либо перегрева рабочего цилиндра с закипанием в нем жидкости.
Слишком велик ход тормозной педали.
Возможные причины неисправности: износ тормозных колодок, плохая регулировка барабанных тормозов и закачка воздуха в систему. Опасность данного симптома в том, что в экстренной ситуации торможение будет недостаточно эффективным, либо педаль может просто провалиться в пол (об этом ниже).
В пол проваливается педаль.
Очень опасная ситуация, особенно в сложной дорожной ситуации, чаще всего вызывается износом любого тормозного цилиндра или разгерметизацией гидросистемы.
Вибрация авто при торможении или пульсация тормозной педали.
Не путайте с пульсацией, вызванной срабатыванием АБС. Симптом – свидетельство сильного износа или деформации тормозного диска, возможна также трещина или нарушение параллельности рабочих поверхностей. Исправить эту проблема можно только заменой или расточкой неисправного диска.
Не следует также забывать о возможном износе и затяжке подшипников ступиц, плюс проверьте наличие в них смазки. Часто неполадки именно в подшипниках приводят к пульсации педали тормоза.
Неприятные, скрежещущие звуки.
Как правило, причина этого – трение сильно изношенной колодки о тормозной диск. Обычно в таких случаях, кроме замены колодок, требуется также расточка либо замена диска.
Свист или визг при торможении.
Самая распространенная причина неисправности – вибрация, возникающая в результате взаимодействия тормозных колодок и суппорта. Решение проблемы – расточка и полировка тормозных дисков, но лучше – замена.
Еще один вариант причины – плохое качество тормозных колодок, в этом случае надо сменить колодки, почистить суппорт и нанести специально предназначенную для этого смазку.
Торможение неэффективно и неравномерно.
Обычно это симптом возникает из-за попадания смазки или тормозной жидкости на рабочую поверхность колодки. Для устранения - найти и ликвидировать протечку, а после заменить колодки.
Также проверьте рабочие поверхности дисков на предмет глубоких царапин – их наличие также может приводить к неравномерному и неэффективному торможению. Лечение – расточка или замена.
Машину при торможении отклоняет в сторону.
Причина, скорее, в загрязнении или замасливании одной из тормозных колодок. Также возможные виновники
- плохо отрегулированные тормоза,
- выход из строя одного из рабочих тормозных цилиндров,
- неравномерный износ передних тормозных колодок или дисков,
- различия фрикционных свойств деталей тормозной системы правого и левого колес.
Педаль очень жесткая.
Тут все намного проще – проблема в усилителе тормозов. Тут возможны два варианта – автомобили с вакуумным усилителем и автомобили с гидравлическим усилителем.
а) Автомобили с вакуумным усилителем. Причина, скорее, в утечке разряжения впускного коллектора, неисправности вакуумного шланга, а также собственно усилителя или его контрольного клапана.
Проверка исправности вакуумного усилителя.
Для нормальной его работы необходима герметичность всех вакуумных соединений, которые идут от впускного коллектора – проверьте, чтобы это было так. Далее заведите мотор – это создаст разряжение, и сразу же жмите на тормоз. Жесткая педаль – это следствие неисправности вакуумного шланга или усилителя. Затем заглушите мотор. Если через пять минут, нажав на педаль, вы сразу же, при первом нажатии, ощутите ее жесткость, то проблема в контрольном клапане вашего усилителя – он нарушает герметичность системы.
Еще один способ проверки.
Заглушите мотор, нажмите несколько раз на педаль тормоза – это выпустит разряжение. После этого, не отпуская педали, запустите мотор. Если усилитель исправен, педаль станет чуть-чуть легче и немного опустится вниз. Если же этого не произошло, проблема в усилителе.
б) Автомобили с гидравлическим усилителем. Самая распространенная причина – износ приводного ремня в гидроусилителе либо низкий уровень жидкости в его системе (не путать с тормозной жидкостью!) вследствие утечки. Крайне редко неисправность кроется в самом, водяном усилителе.