Хорошо, если машинке повезло и у нее есть личный доктор, знающий наизусть истории всех болезней. Почему бы нет? О, счастливчик, кто нашел заветную СТО, мастерству и добросовестности работников которой он безгранично доверяет! А если нет? А если машина первая? Если поломка сложная, узкоспециализированная, или того хуже — непонятная? Что тогда? Как правильно выбрать СТО и не попасться на уловки мошенников или дилетантов — вопрос более чем актуальный. И не только потому, что «пока на свете живы дураки, то нам работать не с руки». Просто машины, в свою очередь, стали настолько сложными, что починить их, как раньше, ключом и кувалдой уже навряд ли получится.
«Развод» по взаимному согласию.
Существует старая, как мир, истина: «Не обманешь — не продашь». Обмануть пытаются на каждом шагу, потому что по-другому, по-честному — не прожить. СТО не исключение. Причем сложность и изысканность «развода» варьируется от обыкновенных попыток уверить владельца машины в том, что в под капотом полный апокалипсис до хитроумных впрыскиваний чего и куда нужно, чтобы апокалипсис действительно казался неминуемым. «О-о, да у вас тут капитальный ремонт!» Такой диагноз может быть вынесен при одном взгляде на «олуховское» лицо водителя. Если на словах страху напущено недостаточно, то пока водитель не видит, можно шприцем загнать в воздушный фильтр обыкновенного моторного масла и тогда становится совершенно очевидным, что «поперли «карцерные» газы». Также можно открыть маслозаливную горловину и плеснуть туда водички или антифриза: полученная эмульсия (вода с маслом) непременно укажет на пробитую прокладку головки блока цилиндров, а значит, надо поднимать «голову» и как минимум менять прокладку. Читаем: «придется, хозяин, доставать мотор...» и далее по списку. Хорошо, если многие «поломки» устранятся добротной прогазовкой и красивым натиранием двигателя — в большинстве случаев такие махинации все же влекут выполнение сложной, а главное, изначально ненужной работы. Всё для того, чтобы раскрутить владельца машины на более затратный ремонт (с выполнением или не выполнением обещанного сервиса). Протирают не только двигатель, но клапаны и масляный фильтр, которые вам как бы заменили. Вам «меняют» какие-то детали, которые у вас в полном порядке, но, купленные за ваши деньги, они обязательно пригодятся кому-то другому. Нет предела изобретательности мастеров своего дела. Но есть выход из подобной ситуации: если кажется, что вам изначально загибают небывало страшный ценник и рассказывают про жутчайшие поломки, обратитесь на другую СТО, чтобы сравнить мнения механиков. Если диагноз подтвердится с точностью до перечня срочно требуемых работ и списка запчастей, то у вашей машины и впрямь беда. Но может случиться и так, что иное мнение разоблачит чье-то корыстное желание заработать на вашей неосведомленности.
Сколько СТО, столько мнений.
Бывает и так, что изначально никто никого не желает обманывать. Просто признать свой непрофессионализм и упустить клиента тоже довольно сложно. Пример из практики автора: у некого автомобиля Renault загорается лампочка индикатора неисправности автоматической КП. Фирменный сервис одного из минских представительств, подключив специальный компьютер, решает, что неисправность способна устранить новая дроссельная заслонка стоимостью в 400 евро. Далее в списке специалистов — «Автоклиника», специализирующаяся на коробках-«автоматах». Спецприбор при подключении к автомобилю показал, что поломок нет. Проблема есть, но определить ее не смогли, в чем честно признались, а это уже само по себе бесценно. На «Автотрансмиссии» получасовая диагностика показала «отсутствие массы», найти которую предложили владельцу машины, после чего мастер обещал обнаружить неполадку. Деньги за диагностику, естественно, были уплачены. После посещения еще нескольких СТО было определено, что, возможно, дело в одном из клапанов коробки, который «то ли вылетел, то ли перегорел». За 20 долларов были заменены все возможные в коробке клапаны, после чего лампочка индикатора проблемы погасла сама собой. Можно было, конечно, изначально потратить 400 евро, но, как выяснилось позднее, это все равно не исправило бы ситуацию, как, впрочем, и поиск «массы» тысяч эдак за 100.
Помимо того, что всегда стоит перепроверять подозрительные заявления о «глобальной поломке», водителю не помешало бы не спускать глаз со своей любимицы, пока ей не установят диагноз (это к вопросу о впрыскивании и заливании чего надо и куда надо). Хотя стоять рядом с машиной позволит не каждая СТО, что, в общем-то, логично по правилам техники безопасности. Остается перепроверять все, что кажется вам подозрительным. Даже сервис-центр или гараж вам посоветовал знакомый.
Гарантии на добросовестность и профессионализм.
Цивилизованность — это, конечно, замечательно, но опять не про нашу честь. И, скорее всего, никогда не прийти нам к «белому» (легальному, лицензированному) сервису, пока есть полуподпольные, подпольные, «черные», «серые», «сероватые» и «беловатые». Ведь, несмотря на выданные по всем правилам лицензии, работает не СТО, а конкретные люди, которые отчего-то неумолимо покидают чистые и хорошо оборудованные места работы официальных сервисов. Набив руку и набрав собственный список клиентов, механики, как правило, уходят на вольные хлеба. Арифметика проста: перебрать тот же двигатель стоит, допустим, 250-300 долларов. Хорошо, если работник официальной СТО получит треть этой суммы. Да, конечно, он работает в чистых условиях и с новейшим оборудованием, но в это же время понимает, что всю работу делает он сам и мог бы получать значительно больше. Вот и получается, что невзначай сказанное клиенту «ты бы приезжал ко мне вечером в гараж — дешевле будет» становится выгодным для обеих сторон.
В желании сэкономить не стоит забывать про гарантии на запчасти и проделанную работу, которые обязательно предоставляют официальные СТО и крайне редко — их теневые конкуренты. В гаражах нет никаких гарантий. Если напортачат — в лучшем случае, заплатите только за стоимость деталей. Желая заработать здесь и сейчас, частник обычно не заботится о том, вернется ли к нему клиент еще раз. Он набирает много заказов, но ошибается гораздо чаще, чем работник фирменного сервиса, который, пройдя заводской курс обучения, в течение нескольких лет ежедневно обслуживает одни и те же машины, выполняет работу, проделанную им ранее сотни и тысячи раз.
С другой стороны, на фирменном сервисе работают такие же живые люди, которые порой ошибаются. Неважно, куда вы обратились, добросовестность и профессионализм — ключевые понятия. В стремлении сохранить клиентуру даже фирменная СТО не всегда пойдет на откровенное признание ошибок. Недавно один мой знакомый в порядке регламентного техобслуживания менял масло в своей новенькой машинке. Поменял. А вечером (хорошо, что заметил) под машиной обнаружил внушительного размера лужу этого самого масла. Щуп, придуманный для простых смертных, показал полное отсутствие жидкости в моторе. Оказалось, что СТО, доверив сделать за копейки самую банальную работу (замена масла) какому-то «пионеру-хабзайцу», не учла, что, сэкономив на оплате труда подмастерью, влетело на замену силуминового поддона, кусок которого выломался пережавшим и перерезавшим резьбу болтом. Что делать? Посовещавшись, мастера СТО принимают решение втихаря залепить прореху холодной сваркой, что какое-то время (пока не отвалится) прикроет их халтуру.
Меняли недавно еще в одной машине стекло. Все по правилам, с гарантией. Только через неделю после ремонта оно лопнуло. «Сам виноват: перегрел, ляпнул дверью», — оправдывались на СТО. А все оказалось проще: некий вездесущий «пионер», меняя стекло, сделал это в единственно свободном месте гаража. Ничего, что для замены стекол пол должен быть ровным «под уровень», иначе перекос, малейшая кочка и — как у таджиков в «Нашей Раше» — полный «бизнес».
Определить по лицу, кто вам откровенно врет, практически невозможно. Старайтесь обращаться к о-о-очень проверенным (друзьями, родными, коллегами) работникам. По совести, нормальному механику «делать больше нечего», как изобретать способы мошенничества и выполнять дурную и никому не нужную работу: определил поломку, исправил, получил честно заработанные деньги. Таких большинство, особенно сейчас, когда юридическая грамотность потребителей неуклонно растет. Тем не менее, бдительность пока никого не подводила.
Только BMW, только рейки.
Обращаясь за услугами по ремонту в гараж, где один и тот же мастер сегодня чинит Ford, завтра Mercedes-Benz, а послезавтра Toyota, водитель должен понимать высокую степень риска, которому подвергает свой автомобиль. Дело в том, что один механик, каким бы одаренным он ни был, не может знать всё обо всех машинах, ведь у каждой марки есть принципиальные отличия и особенности в конструкции и обслуживании техники. Ну что поделать, если сегодня одна и та же гайка не подходит к десяти разным машинам. Поэтому, обзванивая гаражи частных слесарей, лучше уж обращаться к человеку, специализирующемуся на какой-то одной марке Мастеров на все руки, как правило не бывает. Есть те, что занимаются только «японцами». И, слава Богу, они знают о них всё, каждый день копошась в их нутре, с ними давно знакомы поставщики запчастей готовые помочь советом и продать детали по оптовым ценам. Если у вас «японец», то это оптимальный вариант. Еще лучше, когда СТО социализируется на каких-то конкретных узлах. Если застучала рулевая рейка в вашем BMW, то ищите объявление: «только BMW,только рейки». «Заболел» двигатель? Вам к мотористам, ведь тут нужны не только специальные знания, но и инструменты, условия (разобранный мотор на пол не кинешь), набор «расходных» запчасти (хомуты, шайбы). Говоря на языке гаражных специалистов: "малярка" — это одно, «слесарка» — другое, электрика — третье. Упаси вас Господь от универсалов с одним ключом на все случаи жизни!
А еще есть особая каста механиков-лихачей, которые не прочь вечерком погонять по городу на вашей ласточке, а иногда и за «продолжением банкета» в ночник сгонять. Приехав на СТО, постойте в сторонке и понаблюдайте, не увидите ли вдруг, как только что аккуратно подвезенная хозяином на ремонт «больная» машинка, проводив владельца, лихо, с пробуксовкой влетает в гараж. За рулем, естественно, принявший ее пацан-ремонтник.
Зато новая.
Владельцы новых машин, в свою очередь, обречены на фирменный сервис. Им никак не обратиться в гаражи — частным СТО под страхом штрафов или лишения лицензии на работу запрещено ремонтировать гарантийные автомобили. Иногда, правда, гаражный дядя Вася в промасленной рубахе, рискуя, все же берется за работу: и тогда, почесывая затылок, он думает, где же взять фирменный диагностический компьютер и неоригинальные запчасти на новый автомобиль. Есть еще один момент, связанный с ремонтом «свежих» машин, — их относительная исправность, способная прикрыть недобросовестность починки. То есть машину примут на обслуживание и диагностику и, лишь заменив в ней масло, уверят хозяина в том, что все работы по устранению возможных наметившихся недостатков выполнены, а на самом деле загодя решат, что «машина новая, ну что в ней может сломаться, отъездит ТАК еще пару лет». С обманутого водителя снимут деньги по списку «сделанных работ» и отправят с миром, а вернись он назад, когда вскоре что-то действительно застучит, в гараже его просто «не узнают».
Есть совсем уж жуткие истории, подтверждающие необходимость обращаться только туда, куда доктор прописал. Особенно это касается новых автомобилей. Дожились, чтобы поменять обыкновенные тормозные колодки на каком-нибудь Mercedes-Benz W211, механику для начала нужно зайти в память компьютера автомобиля, потом сообщить ему, что ничего страшного не происходит и что человек (отдавая себе в этом отчет) намерен кое-что починить или заменить, и уж после совать куда-то руки. Современный автомобиль оснащен хитроумными системами, одна из которых, например, имеет свойство каждые полчаса автоматически уверяться в исправности тормозной системы. Даже при выключенном двигателе. Даже когда машина оставлена на ночь на парковке. Не зная о таком своеволии, дядя Вася в своей яме (о каком компьютере может идти речь?) собираясь менять колодки, никак не ожидает, что в какой-то момент машина шмякнет его по пальцам, проверяя надежность тормозов. Очень неприятно. Причем всем: у машины резко выходит из строя блок управления, который сообщает, что данные о каких-то непонятных перемещениях в ней не соответствуют ее исправному состоянию; неприятно владельцу, который разоряется в среднем на 4 тысячи долларов; но больше всех неприятно механику, который мало того, что остался без пальцев, так уж наверняка потеряет лицензию на дальнейшую работу, поскольку взялся на свой страх и риск обслуживать гарантийный автомобиль.
Вот она пришла — паранойя!
Никто не ставил целью этой поучительной статьи сделать из вас параноика, принюхивающегося к каждому механику (а не злоупотребляет ли он спиртным). Все очень просто: с олуха, как говорится, грех не снять. И все это понимают. Поэтому правильно выбранная СТО – ваша задача, а не попасться на уловки мошенников – ваша головная боль.
Смотрите, сравнивайте и всегда заранее оговаривайте с вашим сервисом сроки работы. К сожалению, в России пока стоек советский синдром стояния за сервисным обслуживанием в очередях и необходимости подмаслить механика, чтобы тот отнесся добросовестно. Особенно пожилые люди по старинке стесняются перезвонить на СТО и поинтересоваться, отчего вдруг машине третью неделю не могут поменять задний бампер или красят ее уже полгода. В таких ситуациях некоторые, чрезмерно скромные, граждане даже предлагают простимулировать ход ремонта дополнительными деньгами. Так вот, это роковая ошибка: механик, простимулированный деньгами, и впредь будет задерживать работы, снимая со скромняг их «лишние» копейки. Не красят машину более полутора месяцев (за два дня, правда, тоже), не перебирают мотор полторы недели (при наличии запчастей это можно сделать за два дня). Оговорите все условия ремонта заранее (сроки, стоимость, необходимые запчасти), чтобы впоследствии не возникало недопонимания и новых цифр.