Перед тем, как выйти из строя, автомобиль некоторое время подаёт об этом признаки, свидетельствующие об изнашивании, например, деталей кривошипно-шатунного механизма. Тогда мы слышим характерные шумы из-за возникновения между ними больших зазоров. В связи с износом поршней, цилиндров и колец, снижается компрессия, экономичность двигателя, и теряется его мощность. Сминается резьба крепежных деталей, они вытягиваются, появляется нагар на поверхности камеры сгорания, клапанах и днище поршня.
Всё это возможно предупредить, если внимательно следить за работой двигателя. С опытом вождения приходит и навык различать неполадки заблаговременно. Суммировав различный опыт, попробуем разобраться в системе сигналов неполадок, но учтите, что не все двигатели подходят под эту систему. Данная публикация расскажет, как осуществляется проверка состояния двигателя по шумам и посторонним запахам.
- Шумы
Чтобы услышать стуки и разобраться в их причинах, воспользуемся фонендоскопом. Движок должен быть прогрет до 80 градусов по Цельсию. Глухой сильный стук в нижней части блока хорошо слышен при резком изменении оборотов коленчатого вала, и говорит о том, что в шатунных подшипниках увеличен зазор. Если стучит в области поршневых пальцев, значит, увеличен зазор в шатунных подшипниках.
Металлический, резкий стук поршневого кольца из верхней половины цилиндра, пропадающий, когда в цилиндре включено зажигание, свидетельствует об увеличении зазора между втулками головок шатунов или поршневыми отверстиями и пальцами.
Приводные ремни расположены в передней части. Если оттуда слышно жужжание или свист, могут быть неисправными привод распределительного вала, водяной насос, либо генератор. Когда свист и жужжание трансформируются в визг, это может означать, что проскальзывает генераторный ремень, замёрз, либо заклинен водяной насос, иссякла смазка в генераторных подшипниках или их заклинило.
Если в передней части раздаются шумы и стуки, причины могут быть такие:
- ослабла затяжка болтов крепления генератора
- изношены генераторные подшипники
- ослабло крепление генераторных шкивов, коленчатого вала или вентилятора
- изношены детали привода распределительного вала
- ослабли крепления вентилятора, кожуха его или шкива, возможно, крышки ремня ГРМ
- изношены подшипники водяного насоса
На малый уровень масла указывает регулярное лёгкое постукивание в движке, усиливающееся на поворотах. Этот же шум может говорить об ослабленном креплении двигателя или его частей — корпуса воздушного фильтра или приёмной трубы выхлопной системы. При наборе оборотов движком, усиливаются звуки — значит, изношено коромысло, либо согнулись штанги толкателей клапанов, либо зазоры клапанов увеличились, вышел из строя клапан или его пружина (в этом случае, мотор может троить), изношены распределительный вал или толкатели.
О том, что износились вкладыши нижней головки шатуна или коренные вкладыши, говорит нам сильный стук на холостых и рабочих оборотах, изредка, вместе с этим, мигает лампа масляного давления.
Пренеприятный визг, вместе с оборотами мотора, повышающий тон, сигналит о выходе из строя подшипников генератора или подшипников водяного насоса. Впускной коллектор подсасывает воздух, или подсасывает воздух карбюратор. Или же шестерня стартера не вышла из сцепления с зубчатым венцом маховика. Места подсасывания воздуха можно обнаружить с помощью мыльного раствора. Для проверки его необходимо наносить кистью на сомнительную поверхность.
Двигатель грохочет под нагрузкой — это может означать износ коренных подшипников. Если маховик разболтан, переключение скоростей вызывает лязгающий звук металла в движке. Когда разбито посадочное отверстие шкива или износилась шпоночная канавка, также может быть слышен грохот.
Детонирующие металлические стуки в моторе, когда авто движется с ускорением или идёт на подъём, говорят о взрывном неуправляемом сгорании топливо - воздушной смеси в движках. А происходить это может из-за выхода из строя вакуум-корректора прерывателя-распределителя, нестандартных свеч, низко-октанового бензина, или неправильной регулировки угла опережения зажигания. Если после устранения этих неполадок шумы детонации продолжаются, двигатель нуждается в капитальном ремонте.
Не следует путать звуки детонации с хлопками поршней при запуске движка в холодном состоянии. Они не вредны, но если слышны в прогретом состоянии, может быть зазор между цилиндрами и поршнями. Двигатель в плачевном состоянии – желательно его отнести в ремонт.
Причина стука и грохота при запуске движка в холодном состоянии может быть в медленном росте давления масла. Либо масляный насос изношен, либо коренные вкладыши дефектны, либо предохранительный клапан, либо уровень масла низок.
- Посторонние запахи
То же происходит при заливке не того типа масла, или неверно подобранных фильтров масла.
Если в салоне машины поселился посторонний запах, это тоже может быть сигналом всевозможных неполадок.
Запах горелой тряпки, скорее, связан с тем, что не опущен ручной тормоз, или запоздало, нажато сцепление, или заклинивают тормоза. Если подтекает кислота из аккумулятора, который треснул или переполнен, в салоне возникает запах кислоты.
Но, чаще всего, в салоне пахнет бензином. Это — причины потери крышки от бензобака, или он переполнен, или течёт. Также — с бензонасосом, бензопроводом, возможно, бензин подтекает через дренажное отверстие. Возможно, повреждён игольчатый клапан карбюратора.
Если ощущается запах масла — возможно, пробита прокладка крышки клапана, а может быть, потерялась крышка масло - заливной горловины, или же система вентиляции картера забита. Когда двигатель стар и изношен, он начинает дымить, и тогда появляется запах масла, и можно заметить повышенный масляный расход на угар.
- Сигнальная лампочка
Особого внимания заслуживает сигнальная лампочка масляного давления. Если в двигатель залито не то масло или ошибочное его количество, лампочка горит непрерывно, и долго не гаснет. Если нет замыкания лампочки на массу, нужно обратить внимание на масляный насос, а потом проверить коренные вкладыши.
Мигание лампочки на поворотах, точнее, подмигивание, означает или низкий уровень масла, или то, что провод датчика давления на массу периодически замыкает.