С каждым днем современный автомобиль оснащается все более сложным компьютерным оборудованием. Огромное количество всевозможных систем, которые обеспечивают бесперебойную работу двигателя, используется разработчиками современных автомобилей. Такие системы способны ежесекундно отследить параметры многочисленных датчиков. На основании анализа их показателей и при помощи различных устройств регулируется работа всей системы. За последние годы электронное управление системой автомобиля шагнуло далеко вперед. Особенно это хорошо видно на примере электронного блока управления впрыском. Их еще называют инжекторными системами. Вот о таких системах мы и поговорим в нашей статье «Электронный блок управления впрыском».
Последние годы во всем мире ужесточаются экологические нормы. Каждые 5-6 лет вводятся все новые ограничения на выбросы в атмосферу продуктов неполного сгорания топлива. Для этого и необходимо использовать процесс дозирования топлива и контролировать процесс поджигания топливно-воздушной смеси буквально на всех этапах работы двигателя внутреннего сгорания. Очень важно следить за уровнем недогоревших газов, за тем, чтобы они нейтрализовались в установленной выпускной системе.
Таким образом, не имея соответствующих знаний и специальных приборов, не возможно заняться ремонтом и настройкой этих систем. Уже в начале 80-х годов прошлого века стало ясно, что не возможно соответствовать новым экологическим нормам при помощи только совершенствования морально устаревшей карбюраторной системы подачи топлива. Необходимо было предпринять кардинальный шаг по внедрению нового поколения топливного оборудования. Ими стали инжекторные впрысковые системы. С начала 90-х годов количество машин с механическим впрыском уменьшилось. На автомобили стали устанавливать самые новейшие разработки систем управления двигателем. Выпуск системы впрыска постепенно стал охватывать управление не только дозированием топлива, но и зажиганием.
Самые первые системы электронного впрыска имели только одну форсунку и довольно упрощенную схему работы. Но это был шаг от карбюратора к электронному впрыску. Такие системы обеспечивали нужную точность дозирования топлива, хотя при этом и не управляя зажиганием. Со временем системы впрыска стали технически сложными. Блоки управления на основании показаний большого количества датчиков точнее дозировали топливо и управляли процессом зажигания. Обслуживание таких систем стало просто невозможно без применения специальных приборов, которые помогают специалисту сделать правильные выводы об исправности системы и наличия кодов неисправностей в памяти блока управления. Надежность систем со временем стала повышаться благодаря и новым технологиям производства, и благодаря использованию более надежных материалов.
На данный момент существует множество различных блоков. Каждый блок предназначен только для определенной модели автомобиля, типу двигателя, а иногда и целой комплектации. Многие блоки внешне выглядят одинаково снаружи. Одинаковый размер, расположение соединительных контактов может быть схоже, однако внутри настройка может быть различна. Даже при установке несоответствующего блока управления, автомобиль может и заработать, хотя работать будет неправильно. Заменяемый электронный блок должен быть полностью идентичным. А для точной идентификации заменяемого блока нужно знать и название, и марку автомобиля, и год его выпуска, объем двигателя, а также код производителя, который обозначен на самом блоке.
Что же такое впрыск топлива?
Впрыск топлива или инжектор – это система по дозированию подачи топлива в цилиндры двигателя. Существует множество разновидностей впрыска. Мы же рассмотрим систему на основе электронной системы управления двигателем или ЭСУД. Такая система способна считывать сигналы датчиков, которые установлены на двигателе.
Для управления впрыском и зажиганием электронному блоку управления нужно:
1. знать положение коленчатого вала - за это отвечает датчик положения коленчатого вала,
2. знать частоту вращения коленчатого вала – за это отвечает датчик положения коленчатого вала,
3. знать массовый расход воздуха - за это отвечает датчик массового расхода воздуха,
4. знать температуру охлаждающей жидкости - за это отвечает датчик температуры охлаждающей жидкости,
5. знать положение дросселя - за это отвечает датчик положения дроссельной заслонки,
6. знать скорость движения автомобиля - за это отвечает датчик скорости,
7. знать наличие детонации - за это отвечает датчик детонации,
8. знать содержание в отработанных газах кислорода - за это отвечает датчик кислорода,
9. знать положение распределительного вала - за это отвечает датчик фазы,
10. контролировать вибрацию двигателя - за это отвечает датчик неровной дороги,
11. знать напряжение питания сети.
Наличие всех датчиков не обязательно. Комплектация зависит от системы впрыска, а также от норм токсичности и т.д. Датчик кислорода может использоваться только в системах с катализатором и под нормы токсичности Евро-2 и Евро-3. Датчик фазы применяется для того, чтобы точнее рассчитать время впрыска по фазам. Датчик положения коленчатого вала нужен для общей синхронизации всей системы, для расчета оборотов двигателя и расчета положения коленчатого вала во времени. Датчик положения коленчатого вала является полярным датчиком. Если его подключить неверно, то двигатель не заведется. Это единственный в системе датчик, при поломке которого движение автомобиля невозможно. Аварии же всех остальных датчиков дают возможность своим ходом добираться до автосервиса. Датчик массового расхода воздуха необходим для того, чтобы рассчитать цикличность наполняемости цилиндров. В случае аварии этого датчика показания его игнорируются, а расчет производится по аварийным таблицам.
Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для корректировки топливоподачи, зажигания и для управления электровентилятором. В случае аварии показания его также игнорируются. Датчик положения дроссельной заслонки предназначен для того, чтобы рассчитать нагрузку на двигатель в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки, от изменения оборотов двигателя. Датчик детонации предназначен для контроля процесса детонации. Как только электронный блок управления обнаружит детонацию, он автоматически производит гашение детонации. Датчик скорости применяется для расчета процесса блокировки или возобновления топливоподачи при движении автомобиля. Сигнал учитывается на приборной панели. Шесть тысяч таких сигналов, поступающих с датчика скорости, соответствуют 1 км. пробега автомобиля. Датчик фазы предназначен для синхронизации во времени момента впрыска в системах, где производится впрыск последовательно. Надо сказать, что при аварии этого датчика вся система перестраивается на групповую систему подачи топлива. Все чаще применяется в последнее время датчик неровной дороги. Его назначение – оценить уровень вибрации автомобиля. При запросе на включение кондиционера Электронный блок управления подготавливает двигатель к возникновению нагрузки при включении кондиционера.
Электронный блок управления по своей сути представляет собой специализированный микрокомпьютер, который обрабатывает данные, поступающие со всех датчиков, и уже по определенному алгоритму управляет всеми исполнительными механизмами. Программа всех действий сохранена в микросхеме, английское название которой CHIP, то есть чип. Именно от сюда и произошло
название «чип-тюнинг», что обозначает изменение программы по управлению двигателем. Содержимое такой программы состоит из двух частей. Часть программы осуществляет анализ и математические расчеты, а вторая часть производит калибровку, то есть набор данных для работы программы управления. Цель - улучшение характеристик двигателя в процессе эксплуатации. Это возможно только если датчики исправны.
Управление исполнительными механизмами.
По результатам опроса датчиков, программа ЭБУ и будет осуществлять управление всеми исполнительными механизмами. Так, например, форсунка служит для впрыска некоторого количества топлива, вычисленного для данного режима движения. Бензонасос служит для нагнетания топлива в топливную рампу. Давление здесь поддерживается вакуумно-механическим регулятором давления. Регулятор давления топлива в некоторых системах совмещен с бензонасосом. Модуль зажигания представляет собой электронное устройство, которое управляет искрообразованием. Регулятор холостого хода поддерживает заданные обороты. По сигналам датчика температур охлаждающей жидкости ЭБУ управляет вентилятором системы охлаждения. Разница между включением и выключением составляет где-то 4-5 градусов С.
Таким образом, в статье «Электронный блок управления впрыском» мы рассказали Вам, что системы управления, несмотря на кажущуюся сложность, позволяет грамотному специалисту, который имеет современное диагностическое оборудование, не только обслуживать, но и производить необходимую настройку этих систем.