Что следует предпринимать, если двигатель не развивает полной мощности. Такие неисправности воспринимаются субъективно, и автовладелец замечает, что двигатель стал "ленивым" и не "тянет". Но, можно ли, только по мощностным параметрам точно определить состояние двигателя?
Можно - для такой оценки существуют конкретные показатели максимальной скорости и времени, затраченного автомобилем на прохождение километрового участка, при старте с места, и переключении передач при интенсивном разгоне.
Испытания, необходимые для определения этих параметров, проводятся в сухую, безветренную погоду. Участок подбирается прямолинейный и горизонтальный, с твердым и ровным покрытием, имеющий достаточную длину. Также он должен обеспечивать полную безопасность движения - отсутствие пешеходов, встречного транспорта. Заезд выполняется два раза в противоположных направлениях, а все замеры обязательно производятся на машинах с наличием вентиляционного люка в передке кузова, и закрытыми дверными стеклами.
Перед проведением испытаний автомобиля, его ходовую часть приводят в исправное состояние - развал-схождение, давление в шинах, регулируют тормозные механизмы. Затем проверяют выбег - длину пути свободного качения со скорости 50 км/ч до остановки. Для этого автомобиль разгоняют до 50 км/ч на прямой передаче, и движутся с такой скоростью до ориентира, заранее намеченного на дороге. Поравнявшись с ориентиром, быстро выжимают сцепление, и тут же переводят рычаг КПП в нейтральное положение.
Испытание проводится также в двух направлениях, и среднее - арифметическая величина, по сумме двух заездов, должна быть более 420 метров. Часто, в процессе доводки выбега до нормы, автомобиль «резвеет». Отсюда следует, что причина ухудшения его динамических качеств не в двигателе, а в ходовой, например, в "затянутых" тормозных механизмах, или не отрегулированном развал - схождении.
Следует заметить, что дорожные условия далеко не всегда позволяют, да и не каждый автовладелец может проверить время и скорость прохождения 1 км с места, но после небольшой тренировки, проверить выбег своего автомобиля сможет каждый - ведь важность этой величины, для экономичности и динамических качеств двигателя, очевидна.
После проверки выбега переходим к определению максимальной скорости, для чего выбираем километровый мерный участок, причем, к моменту выезда на него, разгон автомобиля на прямой передаче должен быть достаточным для достижения установившейся максимальной скорости. Время прохождения контрольного участка определяем секундомером, который включаем и выключаем в момент прохождения автомобилем столбов, ограничивающих участок. Действительное значение максимальной скорости будет равно среднему арифметическому из суммы величин скоростей двух заездов в противоположных направлениях.
Если невозможно провести дорожные испытания полной мощности двигателя - их можно также определить на станциях технического обслуживания, оборудованных специализированными стендами с беговыми барабанами.
Если, все-таки, проверка показывает, что двигатель не может развить полную мощность, можно попробовать выявить и устранить неисправность.
- Первым делом необходимо проверить дроссельные заслонки карбюратора - полностью ли они открываются при нажатии на педаль газа, если нет, то добиться полного их открытия можно при помощи регулировки привода управления дроссельными заслонками.
- Следующий этап - проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора. Кстати, стоит заметить, что при малых и средних оборотах коленчатого вала двигателя, уровень может быть и достаточным, а на высоких оборотах топлива может и не хватать, вследствие засоренности топливных проводов и фильтра тонкой очистки, или деформации (сплющивания) топливной трубки, идущей по днищу кузова автомобиля. Недостаточное количество топлива может быть обусловлено образованием вакуума в топливном баке, по причине засоренного, или, по каким-либо причинам, перекрытого отверстия в крышке, сообщающего полость бензобака с атмосферой, вследствие чего, топливный насос не подает в карбюратор достаточное количество топлива. Еще одной причиной может быть неисправность самого топливного насоса.
- Топливные каналы и жиклеры карбюратора необходимо промыть ацетоном, так как состав горючей смеси может нарушиться из-за их засмоления. Подсасывание воздуха (помимо карбюратора) во впускную систему тоже может нарушить состав горючей смеси. Для обнаружения и устранения подсасывания воздуха проверим: крепление карбюратора к двигателю - при необходимости требуется подтянуть гайки крепления крест-накрест, на герметичность - шланг, соединяющий впускную трубку с камерой вакуумного усилителя тормозного привода, а также места соединения впускной трубы с головкой.
- Не будем забывать, что мощность двигателя может падать и из-за неисправностей системы зажигания. Тут, прежде всего, необходимо проверить установку момента зажигания, и состояние контактов прерывателя - их необходимо почистить и отрегулировать зазор. Еще одной причиной неисправности системы зажигания может быть ослабленная пружина подвижного контакта прерывателя, в таком случае его нужно заменить вместе с пружиной.
- И, напоследок, проверим свечи и зазор между электродами.
Если и тут все в порядке, то причина падения мощности скрывается в самом двигателе. Итак, прежде всего, необходимо проверить зазоры между наконечниками клапанов и торцами стержней, и, при необходимости, отрегулировать их.
Иногда причина скрывается в сломанных клапанных пружинах - их тоже нужно внимательно осмотреть. Возможно, при этом осмотре вы сможете определить истинную причину понижения мощности двигателя.
Также, среди других причин, способных вызвать потерю мощности двигателя, встречаются:
- ослабление упругости клапанных пружин,
- деформация или обгорание клапанов, приводящая к понижению компрессии в цилиндрах двигателя,
- закоксовывание или поломка поршневых колец,
- чрезмерный износ цилиндро - поршневой группы,
- прогорание днища поршня.