Мы привыкли видеть автомобили, которые содержат 4 колеса, размещенные по углам треугольника. Даже представить себе невозможно, что когда-то автомобили имели и большее число колес. Так, например, были созданы экспериментальные модели с 6 или 8 колесами. Одна из таких моделей, где расположение колес ромбовидное – по одному колесу спереди и сзади, расположенных по центру, и 2 по бокам. Вот только эти варианты не слишком – то подходили для тамошних легковых автомобилей.
Но давайте все-таки поговорим об обычных автомобилях, где количество колес не превышает четырех. Из этой статьи можно узнать какое назначение главных узлов механизмов агрегатов автомобиля, их месторасположение, а также советы по эксплуатации.
Размещение управляемых колес
Многие легковые автомобили являются переднеприводными, т.е. управляемые колеса находятся на передней оси автомобиля. Когда в автомобиле управляемые колеса располагаются на задней оси, то его управляемость улучшается в некоторых случаях:
- На большой скорости задние колеса синхронно поворачиваются с передними, но на меньший угол – развивает противозаносные свойства;
- На малой же скорости задние колеса вращаются в противоположную сторону относительно передних – это улучшает маневренность.
Также автомобили делают полноприводными, например, внедорожники или вездеходы. Такая управляемость колесами дает возможность автомобилю предотвратить заносы на дороге. Если посудить, то при повороте задних колес на один угол с передними, но в противоположном направлении, было бы разумно. Но такая схема вряд ли подойдет для хорошего управления автомобилем, чтобы избежать данного инцидента такую схему используют на тихоходных автомобилях (автопогрузчик).
Далее мы рассмотрим каждый из вариантов по отдельности.
Классика жанра (заднеприводное расположение агрегатов автомобиля)
В данной компоновке главные узлы автомобиля располагаются в следующем порядке: двигатель занял свое место впереди автомобиля (под капотом), ведущие колеса, соответственно, сзади. Салон авто расположен внутри колесной базы, в задней части – багажник. Вследствие такого разделения трансмиссия принимает достаточно простой вид. Весь вес авто равномерно распределяется между осями, но когда вы идете на подъем или развиваете большую скорость увеличивается нагрузка на заднюю ось – это выигрышное положение для ходовых качеств.
Но, как всегда, без минусов никак – карданный вал и задний мост занимает некую часть пространства от салона и багажника. Продолжительность (удлинение) трансмиссии придает ей больший вес, и повышает степень вибрации в салоне.
Когда-то данная классическая компоновка являлась одной из самых рентабельных, но сейчас ее стараются обходить стороной.
На сегодняшний день чаще стали размещать двигатель в пределах колесной базы, и выносить коробку передач к задней оси для усовершенствования развесовки.
Совет при заносе автомобиля:
- Руль необходимо повернуть в сторону заноса;
- Не тормозить и не выжимать сцепление;
- Увеличить подачу топлива.
Переднеприводная компоновка механизмов авто
В переднеприводных автомобилях двигатель, объединен с трансмиссией в один компактный узел, и ведущие колеса располагаются спереди. Такое расположение дает огромное преимущество: отсутствие заднего моста обеспечивает багажник более просторным содержанием. Так же автомобили данной комплектации меньше подвержены заносу, чем заднеприводные.
Здесь же трансмиссия более сложная, т.к. появляется потребность в передаче вращения на управляемые колеса. Т.е при движении в гору и разгоне передняя ось разгружается, что способствует необходимости в распределении веса автомобиля в пользу передней оси, чтобы не было пробуксовки.
В настоящее время данная компоновка механизмов используется во всех классах автомобилей, хотя раньше она предназначалась лишь для малых автомобилей.
Совет при заносе автомобиля:
- Быстро, но плавно повернуть руль в противоположную сторону от заноса;
- Не тормозить и не выжимать сцепление;
- Прекратить подачу топлива.
Полно-приводная компоновка главных узлов
В данной компоновке двигатель может располагаться в трех направлениях – спереди (такие как Ауди, Субару), сзади (Порше и другие спортивные машины), так и по центру (Ламборджини, Tommy Kaira). Все колеса ведущие. Ходовые качества и проходимость таких автомобилей превышены, т.к. трансмиссия наиболее сложная и тяжелая.
Таким авто присущи трансмиссионные потери, и негативное влияние на компоновку салона и багажника.
Советы при заносе автомобиля:
- Не отпускать и не нажимать на педаль газа;
- Нажать на газ, если Ваш автомобиль еще не потерял сцепление с дорогой.
Заднемоторная компоновка частей автомобиля
Двигатель объединяется с трансмиссией в компактный агрегат, причем ведущие и ведомые колеса разделены, что способствует примитивизации конструкции. Такой двигатель и ведущие колеса располагаются сзади. Багажник же очень маленький, т.к. располагается спереди автомобиля, и большую его часть занимают ниши управляемых передних колес. Проходимость таких авто увеличивается, однако и уровень заноса увеличивается, т.к. вся часть нагрузки приходится на заднюю ось.
Данные заднемоторные автомобили выпускаются лишь авто-производителем Порше (Porsche).
Советы при заносе:
- Нажимать на педаль тормоза с той же интенсивностью, что и степень заноса (т.е. от качества сцепления колес с дорогой);
- Ни в коем случае не поворачивать руль в сторону заноса.
Средне-моторная компоновка агрегатов
Двигатель располагается сзади, но перед задней осью. Это способствует балансировке нагрузки на обе оси автомобиля. Помимо этого, уменьшается момент инерции при вращении вокруг вертикальной оси, что улучшает поворотливость. Данная компоновка главных узлов и механизмов применяется при изготовлении спортивных машин (на двух пассажиров), т.к. данное расположение двигателя занимает огромное пространство в салоне, а так же для гоночных машин (например, автомобили Формула 1).
Если же на минивэнах двигатель с горизонтальными цилиндрами располагается под салоном, то такой автомобиль тоже можно считать средне-моторной компоновки.