Да и срабатывают дисковые тормоза гораздо быстрее барабанных. Очень важно также, что нагрузка на передние тормоза при этом значительно уменьшается, что немаловажно, так как они принимают на себя около 70% кинетической энергии машины. В конце концов, дисковые тормоза легче и меньше.
Приняв решение установить на ВАЗ дисковые тормоза сзади, нужно хорошенько продумать всю систему, чтобы она работала эффективно и слаженно. Одна из немаловажных деталей здесь – гидравлическая система стояночного тормоза.
Вот один из примеров доработки «Копейки», которая проводилась отечественными мастерами. Можно было бы, конечно, установить на автомобиль ВАЗ 2101 зарубежные регуляторы, очень дорогие и эффективные. При этом, рабочая поверхность задней колодки уменьшается до 50%, а то и до 25%. Мастера поломали голову и придумали следующую схему: две оси, контуры «левое переднее - правое переднее», «левое заднее – правое заднее». Регулятор в итоге оставили заводской, ВАЗовский. Необходимо было заняться установкой гидравлического ручника на ВАЗ 2101, который базировался на сцеплении Хонды Прелюд. Эта схема отработана неоднократно, и дает прекрасные результаты.
После установки задних дисковых тормозов, нужно было некоторое время «обкатать» автомобиль ВАЗ 2101, в частности, в пробках. Это дает возможность в полной мере изучить его обновленное поведение на дороге, а также заставить новые тормоза заработать.
Необходимость намеченной «переделки» «Копейки» становится ясна при езде на большой скорости и резких торможениях. Машину сносит вбок, тормозная система работает недостаточно эффективно. Однако, это дело поправимое. Главное – желание, и автомобиль может приобрести возможность контролируемого скольжение и правильной работы тормозной системы.
Один из основополагающих элементов здесь – регулятор. Его необходимо разместить правильно относительно обновленной тормозной системы машины. Схема устроена таким образом, что регулятор в любом случае располагается после главного тормозного цилиндра и перед гидравлическим приводом ручника. Это золотое правило нужно соблюдать строго-настрого. Нарушив схему, можно получить недостаточную эффективность работы задних тормозов.
Почему был выбран именно вариант с двумя осями? Потому что такая схема и проста, и эффективна. Кто-то может с этим не согласиться, и серьезно усложнит себе работу. Вся тормозная система будет значительно сложнее. К задним колесам потребуются дополнительные контуры, крепления задних суппортов нужно будет делать на пластины иной формы, соблюдая схему по два суппорта на каждую сторону. Итого понадобится четыре суппорта.
Конечно, двухосевая схема выглядит куда более выгодно. И вот по каким причинам. Во-первых, левые и правые колеса получают равномерную нагрузку в плане усилий. Во-вторых, регулятор распределяет усилие на задние колеса более широко. Мощность передних тормозов повышается, так как магистрали становятся ближе к вакуумному усилителю.
Конечно, как и у каждой схемы, у двухосевой есть и минусы. Правда, их всегда можно подправить при помощи гидравлического ручника. Главный пробел схемы – если откажет контур «левое переднее – правое переднее», то автомобиль начнет тормозить плохо.
Итак, схема выбрана. Далее начинается та работа, которая всегда приятна любителям тюнинга. Поле деятельности здесь достаточно широко, как говорится, «есть, где разгуляться». Тут и тормозные магистрали необходимо по салону провести, и выбрать место, где будет расположен гидравлический цилиндр ручного тормоза, и оснастку для ручки сделать. Вариантов достаточно много, стоит только фантазию приложить. Можно, например, изготовить алюминиевую рукоять и поставить ее на подиум. Можно и проще сделать, имея под рукой лишь два отрезка алюминиевого профиля и несколько болтов-шпилек. Все зависит от желания и возможностей.
Работа предстоит кропотливая и трудная. Начиная от разработки самой схемы, заканчивая ее претворением в жизнь. Если занимаетесь этим впервые, то метода проб и ошибок вам не избежать. Однако, экспериментировать бывает даже приятно. Главное – добиться того, чтобы система была установлена раз и навсегда, основательно и добротно. А применять при этом можно любые материалы, которые есть под рукой, и чуточку фантазии.
Для начала необходимо приобрести комплект деталей для установки гидравлического ручника на ВАЗ 2101. Вам понадобятся: пять тормозных трубок из металла, десять медных шайб, скрутка, заглушка, тормозной шланг от любого автомобиля ВАЗ или НИВЫ, оснастка для рукояти ручника, тройник, пятьдесят пластиковых хомутов, четыре литра тормозной жидкости, регулятор от автомобиля ВАЗ 2101, главный цилиндр сцепления от Хонды Прелюд.
Так как тормозные магистрали буду проходить через салон, предварительно нужно будут его разобрать в определенных местах. Так вам будет гораздо удобнее работать.
Итак, установка гидравлического ручника на ВАЗ 2101 начинается. Так как нами была выбрана двухосевая схема, а на автомобиле до сей поры работала диагональная, ее нужно поменять. Залезаем в моторный отсек, находим главный тормозной цилиндр и заглушаем на нем контур правого заднего колеса. Теперь нужно выключить контур переднего правого колеса и переставить туда, где находился контур заднего правого колеса. Все достаточно просто.
То место, где располагался контур правого переднего колеса, будет точкой отсчета наших магистралей задних дисковых тормозов. Нам нужно вывести тормозную трубку внутрь салона. Для этого протягиваем ее через отверстие для приводного троса спидометра. Трубку придется согнуть, чтобы она не мешала работе деталей моторного отсека. Далее трубку нужно подключить к ГТЦ. При помощи скрутки нужно сделать магистраль более длинной (используется дополнительная трубка из металла).
Теперь дело за рукоятью и ее оснасткой. Ставим ее на то место, где она и предполагалась. Тормозная трубка, через которую будет поступать жидкости, проводится к входу на цилиндре гидравлического ручника. К его выходу нужно провести трубку по туннелю задней части кузова.
После этого нам необходимо развести магистрали к задним суппортам. Для этого нужно найти внутри кузова три технологических отверстия, которые располагаются над задней балкой. Отверстие, находящееся в середине, нужно рассверлить дрелью, достигнув нужного нам диаметра. Диаметр его должен быть таков, чтобы в него проходил тормозной шланг и резиновое кольцо (кольцо сначала нужно разрезать с одной стороны). Тормозной шланг соединяем с магистралью.
Тройник должен крепиться под кузовом при помощи болта и медных шайб. Он должен соединяться с тормозным шлангом. От тройника в разные стороны пойдут еще две тормозные трубки. Теперь осталось только зафиксировать все это при помощи хомутов и загерметизировать. Можно считать, что новая тормозная схема готова!
Теперь осталось придать завершенный вид. Обтягиваем ее во всех местах соединений. Теперь можно вливать тормозную жидкость. Прокачка производится в следующем порядке: задний контур – переднее правое колесо – переднее левое колесо.
Теперь можно подвести некий итог проделанной работе. Чего мы добились, установив новую тормозную схему. Тормозные контуры теперь работают по схеме: «передняя ось – задняя ось». Тормозные трубки полностью находятся внутри салона. Регулятор аккуратно расположен под печкой. И, наконец, на автомобиле ВАЗ 2101 имеется гидравлический ручной тормоз.
Самое время протестировать обновленный автомобиль. Уже первые его движения полностью меняются в характере, и водитель чувствует это сразу. Меняется усилие давления на педаль, ход педали, чувство грани блокировки колес, распределение усилия. Рукоять гидравлического привода позволяет плавно и аккуратно останавливать машину. Теперь автомобиль будет стоять на наклонной поверхности при помощи ручника, как оно и должно быть. Можно забыть о «переторможении». А при резком торможении теперь задние колеса будут блокироваться чуть позже, чем передние.
Одним словом, автомобиль после таких перемен ведет себя совершенно иначе. Остается только наслаждаться этими изменениями.