На сегодняшний день в аварию попадает каждый 200-й автомобиль. Иногда, после такого инцидента, машина уже не подлежит ремонту. Чаще всего, после аварии, у авто немного помят капот, дверца, или что-нибудь другое. Ремонт таких вмятин обходится автовладельцу не очень-то и дешево. Но, если вы горите желанием выучиться самостоятельно, выправлять повреждения кузова, то мы вам поможем. Главное, что вы обязаны знать – как безошибочно определить сложность вмятины, и применить к ней приемы выколотки и рихтовки. Данная статья расскажет про устранение вмятин кузова методом односторонней рихтовки кузова.
Большая вмятина кузова
В таком случае устранение вмятины начинают с краев, т.к. все напряжение зафиксировано по краям;
Небольшая вмятина
Здесь устранение начинаем с середины, потому как напряжение – в середине.
В случае, если точка удара молотка совпадает с поддержкой - металл «растянется». Для избежания такого «растяжения», поддержку необходимо держать с небольшим отклонением, относительно точки соприкосновения удара молотка. Также необходимо чередовать удары поддержки и молотка.
Приступать к рихтовке раздавшегося металла необходимо после первоначального определения границы дефекта.
Выстукивание металла необходимо осуществлять с обратной стороны вмятины, при этом поддержка должна находиться с лицевой стороны поверхности. Чеканным молотком с острым наконечником и поддержкой выпрямляем металл в том месте, где он «вытянут».
Одностороннюю рихтовку начинают с краев дефектного места, направляя свои действия от неповрежденного участка к центру поврежденного. Если же поверхность сильно деформирована, ее обрабатывают грубо, только потом уже выходят на чистую отделку. При этом помните, что на краях деформированных панелей почти всегда возникают выступы, которые необходимо устранить, слегка постукивая острым концом молотка.
Всегда наблюдайте за тем, чтобы металл не растягивался дальше. После рихтовки необходимо выбить бугорки на лицевой части поверхности мелкими и частыми ударами чеканного молотка, при этом располагая удары немного выше не рихтованных, и неповрежденных поверхностей автомобиля.
Благодаря такому методу, вмятина устранена. Выпрямившийся металл полностью покрылся бугорками. Снимать эти бугорки необходимо рихтовочным напильником с крупной и дугообразной насечкой. Отшлифовываем все неровности, которые не устранились, и покрываем поверхность несколькими слоями шпаклевки, но, в данном случае, достаточно и одного слоя.
При отделке поверхности автомобиля, напильник необходимо держать в одном и том же направлении (по возможности, вдоль данной детали, начиная со сломанного участка). Самый подходящий инструмент для такого ремонта – шлифовальное устройство. Оно представляет собой дрель с приспособлением в виде хвостовика для патрона, для резинового диска и наждачной бумаги, которая прижимается гайкой через шайбу.
Некоторые случаи повреждения отдельных частей кузова, и способы их ликвидации.
Царапины, полученные в соприкосновении с препятствием, оставшиеся на поверхности кузова, обычно, так незначительны, что автомобилю не требуется дополнительное подкрашивание. Но, даже такие незначительные повреждения, необходимо, тут же, устранять. Чтобы это сделать, необходимо знать азы подготовки к ремонту.
Для начала необходимо снять фару и переднее колесо, если повреждено переднее крыло. Если же заднее, то необходимо снять заднее колесо – все это необходимо для вынужденного доступа к поврежденному месту.
При повреждении двери с нее необходимо снять внутреннюю обивку, слегка ударить киянкой или легким резиновым молотком по выпуклости с обратной стороны.
В результате таких действий, наружная поверхность должна принять первоначальное положение. Если же данного результата не достигнуто, то необходимо выполнить устранение тем же инструментом, начиная с деформированных краев, и перемещаясь к середине, в процессе чего, необходимо осматривать лицевую поверхность поврежденного кузова, чтобы не выколотить лишнего (чтобы не образовалась выпуклость).
Если же в аварии, от соприкосновения с бампером другого ТС, глубина повреждения достигает 10-20 мм, а площадь повреждения - примерно 400 мм2, необходимо вернуть деформированный металл в первоначальное положение.
Для этого вам потребуется поддержка или растяжка в качестве рычага для выдавливания. Выколачивают вмятину кратковременными ударами молотка по лицевой стороне металла, и поддержкой с тыльной стороны. Необходимо обстукивать вмятины с постепенным приближением к центру. Главная ошибка в данном ремонте – желание одним лишь ударом ликвидировать вогнутость. Это огромная ошибка, этим можно лишь разбить весь металл. После начального прохода по кругу, проверьте результаты вашей работы.
В результате аварии вы помяли заднюю часть кузова.
Для начала необходимо снять бампер, и в багажнике установить опору в виде доски толщиной 40 мм. Теперь можно приступать к ремонту, пользуясь гидравлическим домкратом с подставкой из крепкого деревянного бруска.
С помощью домкрата распираем заднюю часть панели. В результате панель принимает первоначальное положение, но на ней остаются 2 небольшие вмятины, которые необходимо устранить – главное, оставить домкрат в начальном положении. Эти вмятины устраняем мягкими ударами молотка с поддержкой. Но, все же, вмятины остаются на ребрах жесткости с двух сторон. Для их устранения подкладывают под ребро деревянный брусок, обернутый тканью, и ударами молотка по нему ликвидируют вмятины.
Не забудьте проверить, держит ли натяг домкрат, и после выполненной работы слегка настройте его на дополнительную деформацию (растяжение). Если же, наоборот, домкрат ослабить, то панель снова деформируется. В итоге, пересилив упругость, домкрат можно убирать.
Устраняйте мелкие вмятины легкими ударами молотка от краев к центру с задней стороны поврежденного металла. Если же несколько маленьких вмятин располагаются слишком близко друг к другу – растягивайте металл между ними таким образом, чтобы образовалась одна вмятина, которую, впоследствии, можно было легче выправить методом односторонней рихтовки.