Двигатель внутреннего сгорания обладает неоспоримым преимуществом в том, что при полной заливке бака, на одной заправке можно преодолеть более 500-600 км. Это расстояние — показатель запаса хода машины. Несомненно, максимальный показатель проезда на одной заправке зависит от многого, но основной фактор, всё-таки — корректная работа системы питания движка.
Система питания бензинового карбюраторного двигателя служит для очистки, хранения и подачи воздуха, создание горючей смеси, и транспортировки её в цилиндры двигателя. При разных режимах работы двигателя, качество и количество горючей смеси так же должны быть разными, и это тоже зависит от системы питания. Рассмотрим устройство системы питания автомобиля.
В систему питания входят
- топливный бак,
- топливный насос,
- топливо-провод,
- воздушный фильтр,
- карбюратор,
- фильтр очистки топлива.
Топливный бак
Ёмкость для хранения горючего называется топливным баком. Чаще всего, он размещён в безопасной задней части автомобиля. Бензин поступает из топливного бака в карбюратор по топливному проводу, тянущемуся вдоль всей машины под днищем кузова.
Фильтр очистки топлива
У заботливого и ответственного автолюбителя при заливке в бак всегда происходит первая ступень очистки бензина. В горловине бака для этой цели устанавливается сетчатый фильтр, либо какой-нибудь другой фильтр. Увы, в бензине много всяческих примесей. Кроме простой воды, в нём присутствуют вязкие компоненты, которые опасны для работы системы, твёрдые частицы. Очень хорошо подходят в качестве фильтра, вышедшие из строя, старые колготки. Это народное изобретение, удивительно эффективное, как любая народная мудрость.
Сетка на топливо-заборнике, который расположен внутри бака, является второй степенью очистки. Она препятствует попаданию в систему питания воды и примесей, которые остались после «колготок».
На щитке приборов расположен указатель уровня топлива, по которому контролируется наличие и количество топлива в баке. Обычно, в легковых машинах объём бака - 40-50 л. Когда уровень понизился до отметки примерно 5-9 л, на приборном щитке загорается жёлтая или красная сигнальная лампочка резерва. Это сигнал о необходимости заправки.
Топливный фильтр
Третий этап очистки топлива — топливный фильтр. Он устанавливается, чаще всего, самим водителем. Место его расположения — моторный отсек. Топливный фильтр служит для тонкой очистки бензина, который поступает к топливному насосу. Конструктивно допускается и установка фильтра после насоса. Как правило, используются фильтры одноразовые, которые заменяются после загрязнения.
Топливный насос
Топливный насос служит для подачи топлива, принудительно из бака в карбюратор. В насос входят корпус, диафрагма с пружиной, и механизмом привода, впускного и выпускного (нагнетательного) клапанов. Ещё в нём находится сетчатый фильтр для четвёртой ступени очистки бензина.
Действие топливного насоса происходит от валика привода масляного насоса, или от распределительного вала двигателя. Когда эти валы вращаются, эксцентрик, имеющийся на них, набегает на шток привода топливного насоса. Шток оказывает давление на рычаг, а тот побуждает диафрагму опускаться вниз. Над диафрагмой создаётся разряжение, и впускной клапан открывается, преодолевая усилие пружины. Из бака засасывается топливо в пространство над диафрагмой.
Когда эксцентрик сбегает со штока, диафрагма, освобождаясь от воздействия рычага, поднимается вверх за счёт жёсткости пружины. Давление, которое возникает при этом, закрывает впускной клапан, и открывает клапан нагнетательный. Бензин начинает поступать к карбюратору над диафрагмой. В очередной цикл набега эксцентрика на шток, бензин всасывается, и опять повторяется процесс.
Необходимо обратить внимание, что только за счёт усилия пружины, которая поднимает диафрагму, и происходит подача бензина в карбюратор. Это значит, что при заполнении поплавковой камеры и перекрытия движения бензину игольчатым клапаном, диафрагма топливного насоса остаётся в нижней позиции. Пока часть бензина из карбюратора не израсходуется, у пружины не хватит силы вытолкнуть очередную порцию топлива из насоса.
Поскольку расположение топливного бака ниже карбюратора, нужна принудительная подача бензина. Предположим, что бак находится на крыше машины — тогда насос совсем не нужен. Топливо в этом случае будет поступать в бак самотёком, что и применяют опытные водители при отказе работы насоса в безвыходной ситуации. Можно закрепить канистру с бензином в положении выше, чем карбюратор, и установить между ними соединение, в соответствии с правилами пожарной безопасности, можно двигаться дальше.
Воздушный фильтр
Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры движка, необходим воздушный фильтр. Обычно, он устанавливается на верхнем участке воздушной горловины карбюратора. Необходимо учитывать, что при загрязнении фильтра сопротивление движению воздуха резко возрастает, а это поведёт за собой повышенный расход топлива из-за чрезмерного обогащения горючей смеси бензином. Кроме финансовых затрат, это чревато ещё и другими опасностями.
Карбюратор
Один из самых сложных автомобильных узлов — карбюратор. Он нужен для горючей смеси, и транспортировки её в цилиндры двигателя. Карбюратор меняет качество смеси (соотношение воздуха и бензина), и её количество, в зависимости от режимов работы двигателя
Карбюратор устроен из множества комплектующих, и имеет несколько систем, принимающих участие в создании горючей смеси, обеспечивая постоянную работу двигателя.
В самый простой карбюратор входят
- поплавковая камера,
- распылитель,
- поплавок с игольчатым запорным клапаном,
- смесительная камера,
- диффузор,
- топливный и воздушный каналы с жиклерами,
- воздушная и дроссельная заслонки.