Для начала хотелось бы привести в пример немного теории. Та жидкость, которая используется в трансмиссии, может выполнять совершенно разнообразные функции:
- Передавать крутящий момент в гидротрансформаторе от двигателя в КП.
- Обеспечивать работу фрикционных механизмов.
- Функционирование системы контроля и управления.
- Смазывать и охлаждать детали, тем самым предотвращая трение.
Как выбрать трансмиссионные масла и жидкости?
В результате чего, в автоматических коробках передач используется специальное масло, которое получается в результате смешивания специальных добавок и нефти. Подобная смесь называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование других типов масел может привести к ухудшению характеристик эксплуатации, и последующей поломке трансмиссии. Какую именно жидкость надо использовать, указано в специальном масляном щупе или же паспорте автомобиля. Для многих машин это масло марок "DEXRON", "DEXRON-2", "DEXRON-3", в последнее время начался выпуск «Т» и «Т2». Разные типы жидкостей зачастую раскрашены в разные цвета, и смешивать их не рекомендуется.
Как часто надо менять трансмиссионную жидкость?
Для того чтобы, трансмиссия правильно и долговечно работала надо поддерживать уровень жидкости на оптимальном уровне, а жидкость надо обновлять по мере того, как она используется. Частота замены трансмиссионной жидкости, зависит от возраста машины, от того сколько километров она проехала, а также в каких условиях она эксплуатировалась. Многие эксперты утверждают, что жидкость надо менять через год или же по проезду 20 000 – 25 000 км.
В старых подержанных иномарках замену надо производить намного чаще. Это обуславливается тем, что зачастую детали автомобилей работают в предельных условиях. Стоит запомнить, что почти половина жидкости находиться в системе, и можно поменять только вторую половину. Это будет не полная замена масла, а его обновление.
Замена масла в трансмиссии.
Менять масло надо в специальных автосервисах, ведь только там могут провести процедуру полностью. Процедура замены масла в любом автосервисе занимает порядка 30-40 минут. Используя специальную промывочную жидкость, аппарат моет всю гидравлическую систему, затем заливает в нее новое масло. При этом неплохо было бы поменять фильтры и провести диагностику состояния трансмиссии вашей машины на данном этапе времени. В нормальной системе отработанная жидкость имеет либо оранжево-красный, либо густо-красный цвет. Если же жидкость темно-коричневая или вовсе черная и пахнет горелым, это означает, что трансмиссия неисправна.
Проверки жидкости в трансмиссии.
В большинстве марок автомобилей, уровень масла определяется при работающем двигателе, рычаг коробки передач должен стоять в положении «Р». На щупе, которым измеряют уровень жидкости, как правило есть несколько отметок. Две из них сверху должны соответствовать нормальной работе коробки передач в прогретом и холодном виде. Тот участок, когда двигатель разогревается до 60-85°С на щупе обычно отмечен либо нарезкой, либо надписью «Hot». Масло в коробке передач нагреется до рабочей температуры только через 15-20 км. После того, как авто прогреется надо установить его на ровной поверхности. После чего вытащить щуп и насухо его протереть. Затем следует вставить щуп обратно до упора и затем извлечь. Сухое масло снизу это и будет тот уровень жидкости в АКПП.
Встречается, что на щупе есть и нижние метки, которые соответствуют уровню масла при непрогретой коробке. Подобные отметки предназначены, для того чтобы определить уровень залитого в систему масла при его замене или же проверти наличия жидкости в системе как таковой. Надо отметить то, что разница уровней масла при простое и в полном рабочем состоянии, когда автомобиль прогрет, очень существенна и составляет порядка 0,5-0,7 см. Поэтому вначале нужно полностью прогреть трансмиссионную жидкость, а уже после проверить окончательный уровень масла.
В разных автомобилях проверять уровень жидкости нужно в разных состояниях двигателя. К примеру для машин Acura и Honda можно снимать показания щупа при прогретой системе но с выключенным двигателем. В переднеприводных Proton, Mitsubishi уровень следует проверять только лишь при установке коробки передач в положение "N".
Опасность того, что вы перельете или недольете жидкость в трансмиссию.
Если масла будет недостаточно, то это чревато выходом из стоя АКП, так как система начнёт захватывать в работе воздух. В результате чего масло будет сжимать с недостаточной силой диски фрикционов, появится пробуксовка дисков, которые впоследствии сгорят.
Быстро выведет коробку из строя и эксплуатация автомобиля, в котором вспенило масло. Сразу хочется отметить то, что не надо путать отдельные крупные пузырьки на щупе, что вполне допустимо, в пенящемся масле множество мелких пузырьков. В результате вспенивания увеличивается объем жидкости, поэтому тогда когда вы будете проверять уровень жидкости, он будет слегка завышен. В подобном случае надо дать двигателю остыть, после, не заводя его проверить уровень масла.
Могут вспенить масло и вращающиеся детали коробки передач, если допустимый уровень на щупе превышен. В жидкость опускаются, вращающиеся детали АКПП, тем самым вспенивают его.
Вспениться может некачественное масло, так как в его состав зачастую входят материалы, ускоряющие процессы появления пузырьков.
В тех случаях, когда вы недоливаете или переливаете масло в АКПП, оно всегда будет пениться и увеличиваться в объеме, поэтому часто можно видеть, что вся коробка передач в масляных потеках.
От того, как выбрать трансмиссионное масло и жидкость, зависит качество и продолжительность работы АКПП. Чем качественней трансмиссионная жидкость, тем реже вам надо будет вспоминать о поломках АКПП.