Назначение системы зажигания — создание тока высокого напряжения, и распределение затем его по свечам. Сегодня применяются бесконтактная электронная система и система зажигания контактная. Сегодня рассмотрим устройство контактной системы зажигания.
Генератор и батарея аккумулятора производят и подают ток 12-14 вольт, в то время как для создания искры необходимо 18-20 тыс. вольт. Поэтому система имеет цепи напряжений - низкого и высокого.
В контактную систему зажигания входят:
- катушка зажигания,
- распределитель тока напряжения высокого,
- прерыватель тока напряжения низкого,
- свечи зажигания,
- регуляторы опережения — вакуумный и центробежный,
- провода напряжения - высокого и низкого,
- включатель.
Катушка служит для преобразования низкого тока напряжения в ток напряжения высокого. Расположена она в моторном отсеке. При протекании тока по обмотке низкого напряжения, вокруг неё создаётся магнитное поле. При прерывании тока в этой обмотке, магнитное поле, которое исчезает, создаёт ток в другой обмотке. Разницу в вольтаже 12 и 20 тыс. мы и получаем из разницы количества витков в катушках.
Прерыватель тока низкого напряжения предназначен для размыкания тока в цепи низкого напряжения. Под крышкой распределителя зажигания расположены контакты прерывателя. Подвижный контакт всё время прижимается пластинчатой пружиной к неподвижному контакту. Размыкание происходит на очень короткое время в момент, когда кулачок приводного валика надавит на молоточек подвижного контакта.
Конденсатор включён параллельно контактам. Его задача — препятствовать обгоранию контактов в момент размыкания. Когда подвижный контакт отрывается от неподвижного, между ними стремится проскочить мощная искра, но конденсатор поглощает силу разряда, и искрение уменьшается.
Также конденсатор действует на увеличение напряжения вторичной обмотки катушки. При полном размыкании контактов происходит разряжение конденсатора, и создаётся обратный ток в цепи низкого напряжения, ускоряя исчезновение магнитного поля.
Если конденсатор выйдет из строя, двигатель не запустится, т.к. недостаточно будет напряжения для создания искры, воспламеняющей горючую смесь.
Распределитель высокого напряжения и прерыватель тока низкого напряжения находятся в одном корпусе, и имеют привод от коленчатого вала движка. Этот узел сокращённо называют для удобства «трамблер».
Ротор (распределитель) тока высокого напряжения и крышка распределителя необходимы для распределения тока высокого напряжения по свечам. После возникновения тока высокого напряжения, он по высоковольтному проводу попадает на центральный контакт крышки распределителя, а потом на пластинку ротора через контактный уголёк. С пластины ротора при вращении соскакивает ток на боковые контакты крышки, а затем импульс тока высокого напряжения попадает к свечам зажигания через высоковольтные провода. Боковые крышки контакта обозначены номерами, и в строгой последовательности соединены со свечами цилиндров высоковольтными проводами.
При четырёхцилиндровых двигателях последовательность 1-3-4-2. При таком порядке работы цилиндров, нагрузка на коленчатый вал является равномерной.
В конце такта сжатия должна быть подача высокого напряжение на электроды свечи зажигания. Показания измерений угла поворота коленвала, примерно, 4О-6О, когда поршень не доходит до точки сжатия.
Поршень в цилиндре движется очень быстро, поэтому поджигать горючую смесь надо до подхода к верхней точки поршня. В этом случае обеспечится нужная двигателю мощность.
Начальный угол опережения и зажигания корректируется и выставляется поворотом корпуса распределителя-прерывателя. Но условия сгорания смеси всё время меняются. Поэтому угол тоже надо постоянно менять для обеспечения опережения зажигания.
Центробежный регулятор опережения зажигания нужен для изменения момента возникновения между электродами свечей искры. Когда увеличиваются обороты коленчатого вала, увеличивается скорость возвратно-поступательных движений и поршней. Скорость сгорания рабочей смеси не изменяется. Поэтому нужно, чтобы искра проскочила раньше, так же, как и размыкание контактов прерывателя. Всё это — задача центробежного регулятора опережения зажигания.
Этот регулятор состоит из плоских металлических грузиков, каждый из них закреплён одним концом на опорной пластине, а шипы грузиков входят в прорези пластины подвижной, на которой размещена втулка кулачка прерывателя.
Пластинка с втулкой может немного поворачиваться. Вместе с увеличением числа оборотов коленчатого вала, увеличивается и частота вращения валика распределителя-прерывателя. Грузики расходятся в стороны, и отрывают втулку кулачков от приводного валика. Когда уменьшается скорость вращения приводного валика, уменьшается и центробежная сила, тогда грузики возвращаются в исходную позицию.
Вакуумный регулятор опережения зажигания служит для изменения момента возникновения искры. На единой частоте вращения коленвала положение педали (дроссельной заслонки) может быть разным, а значит, в цилиндрах образуется смесь разного состава, от чего, как раз, и зависит скорость сгорания рабочей смеси.
Когда дроссельная заслонка полностью открыта, смесь быстро сгорает, её нужно позже поджигать, следовательно, нужно уменьшить угол опережения. Напротив, при закрытой заслонке падает скорость сгорания рабочей смеси, значит, угол сгорания надо увеличивать.
Вакуумный регулятор прикрепляется к корпусу распределителя-прерывателя, который разделён на два объёма диафрагмой. Один связан полостью с дроссельной заслонкой, другой с атмосферой. Диафрагма соединена с подвижной пластиной при помощи тяги.
Когда увеличен угол открытия заслонки, уменьшается под ней разряжение. Диафрагма двигает пластину с контактами в сторону от набегающего кулачка. Позже размыкаются контакты — уменьшается угол опережения. И, обратная ситуация, в случае уменьшения газа.
Свеча зажигания нужна для того, чтобы создать искровой разряд, и зажечь рабочую смесь в камере сгорания. При попадании импульса тока высокого напряжения от распределителя на свечу, искра проскакивает между её электродами. Она и воспламеняет рабочую смесь, и даёт корректную работу прохождения цикла двигателя. Свеча зажигания — очень важная деталь двигателя.
Высоковольтные провода необходимы для подачи тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и на свечи зажигания.