Бывшие студенты технических ВУЗов, а ныне, как правило, успешные ведущие инженеры, хорошо знакомы с предметом «сопромат». Упомянутый предмет для многих студентов являлся не взятым бастионом, за которым следовало, в лучшем случае, пересдача экзамена, в худшем случае, отчисление из вуза и пополнение рядов непобедимой российской армии. Для тех, кто порядком подзабыл этот предмет. В силу того, что не пригодился в будущей трудовой деятельности или вообще не изучался, поскольку выбранный профиль специальности не требовал крепких знаний по данному предмету. Поэтому не грех и напомнить. Речь пойдет о способности любого материала противостоять внешнему воздействию на него каких-либо других тел. Под телом мы будем принимать материал в виде кузова нашего авто. Под «другими телами» рассматривать российскую дорогу со всеми ее «прелестями», а также инерционные силы и другие побочные объекты, включая различные кузова встречных и попутных автомобилей. Рассмотрев действия всех этих факторов и противодействующих сил в едином комплексе, приемная комиссия может вправе поставить оценку «неудовлетворительно» конструкторам автомобильной модели, которая не выдержала необходимые испытания.
Для чего необходимо усиление кузова.
Для восприятия повествуемого материала приведем наглядный пример с упаковочной картонной коробкой из-под бытовой техники, где внутренний периметр коробок имеет пенопластовые вставки. В случае применения физического воздействия, скручивания коробки, нам это удастся сделать весьма легко. Завершив склеивание скотчем крыльев подобной коробки, при новом физическом воздействии она будет мяться, но потребуется приложить больше физических усилий. Вложив продольные и поперечные распорки, плотно упирающиеся в боковины коробки, она выдержит множество сильных физических воздействий, даже если ею будут играть в футбол вместо мяча. При этом сохранит целостность своей первоначальной конструкции.
Возвращаясь к нашим автомобилям, прекрасно осознаем, что при наличии самого жесткого кузова автомобиля мы столкнемся с получением деформированием уязвимых мест. Возможно, это будут микроскопические повреждения, но они будут. Можно привести еще один яркий пример, когда отечественный автомобиль с пятилетним стажем эксплуатации при помощи домкрата поднимем на определенную высоту. То убедимся, что в восьмидесяти процентах подобных случаев двери будут заклинены в проемах. Это будет говорить о деформации кузова. Одна из главных характеристик прочности автомобильного кузова является его жесткость на скручивание. В том случае, когда кузовная жесткость имеет незначительную величину, то повороты автомобиля будут происходить с некоторой задержкой, из-за замедления реакции конструкции авто. Металл в зонах крепления рычагов будет вносить рассогласованность в работу задней и передней подвесок. Из-за постоянного скручивания происходит преждевременное старение кузова, расходятся сварные швы, интенсивно наступает коррозия металла. Если рассматривать автомобили только в этом аспекте, то самыми крепкими по жесткости кузовов считаются трехдверные купе и хэтчбеки, которые максимально сопротивляются изгибу. Худший показатель в этом плане имеют универсалы и минивэны.
Усиление кузова авто зависит от специализации транспортного средства и финансовых возможностей автовладельца. Вариантов тому можно приводить множество, начиная от установки растяжек и распорок.
Из всего этого обилия различных модификаций выбираем: штанги, косынки, распорки задние, нижние, передние.
Передние распорки
Популярный способ усиления кузова – это передние распорки. К плюсам такой конструкции относится простота монтажа, умеренная цена, усиление жесткости в передней части авто, наконец, визуальная эстетичность. Применение такого крепления зависит от предназначения автомобиля. Его плюсы очевидны – простота установки, небольшая цена, визуальная привлекательность и достаточно сильное увеличение жесткости передней части автомобиля. Такой способ усиления кузова для ВАЗов семейства «десятых» не годится. Поскольку на этих модификациях моделей «танцуют» не только стойки, но подлежит деформации весь передний щит.
Распорки предлагаются торговлей в широком ассортименте, но основное их различие друг от друга по материалу, из которого изготовлены, и способу крепления. Косынками обычно укрепляются колесные арки, ребра жесткости по всему кузову и стойки подвески. Такое усиление авто кузова обычно применяется на спортивных моделях автомобилей.
Нижние распорки
Нижние распорки оказывают влияние на улучшение управляемости автомобиля, повышают устойчивость, увеличивается срок эксплуатации кузова, но сама установка очень трудоемкая.
Задние распорки оказывают влияние на улучшение маневренности и устойчивости транспортного средства. Установка и демонтаж задних распорок прост. Задняя распорка, тоже достаточно легко устанавливается и демонтируется.
Имеют место существование и применение народных способов укрепления кузова, когда заполняются отверстия лонжеронов и порогов монтажной пеной. В стоимостном выражении – это дешево. Плюсом такой конструкции является увеличение жесткости, минусом – это повышение активизации коррозии, отсутствие вентиляции. Увеличивается риск возгорания при проведении сварочных работ. Выбор за автовладельцами.