В нашей статье «тюнинг автомобилей: аэрография кузова» мы постараемся раскрыть секрет данного искусства.
Окунемся в историю. Сейчас смешно вспоминать знаменитую фразу Генри Форда о том, чтобы можно заказать автомобиль любого цвета, если это черный цвет. Так было когда-то. Но не сейчас.
История аэрографии начинается аж с начала 20 века, а именно, с мотоциклов Harley Davidson. Именно на них люди могли впервые увидеть подобные «росписи». Конечно, если не брать спортивные автомобили, участвовавшие в гонках. Для них давно уже стало традицией расписывать все (в основном, чтобы подчеркнуть титулованность гонщика или команды). Однако, и городские авто переняли эту традицию. Сначала аэрография стремилась к тому, чтобы изобразить скорость, мощь машины. Именно поэтому выбирались животные или птицы, которые с этой скоростью и мощью ассоциировались (гепард в прыжке, мчащийся скакун, летящий орел и т.д.). Расцвет искусства аэрографии кузова начался в 60-70-х годах 20 века. Особенно в Америке, где расписные авто появлялись сплошь и рядом. Кстати, автомобили тех лет и сейчас являются примером красоты и стиля.
Если честно, в Европе тогда аэрографии как таковой практически не было. Что уж говорить о тогдашнем Советском Союзе – не те были времена. И даже потом, спустя годы, когда на дорогах нашей страны потихоньку начали появляться иностранные автомобили, они уже сами по себе притягивали взгляды. Безо всякого там тюнинга автомобиля, аэрографии кузова в частности. Она тогда была просто не востребована нашими людьми. Купил зарубежное авто – выбелился из толпы. Но времена менялись, и зарубежных авто становилось больше. И только тогда наши люди начали задумывать о том, а как же можно проявить индивидуальность? Как сделать свой автомобиль единственным и неповторимым? Первыми «ростками» аэрографии кузова были наклейки, изображавшие дырки от пуль, кляксы и т.д.
Но искусство аэрографии развивалось и переросло в нечто совершенно уникальное. Сейчас можно заполучить на своем авто любую роспись, дело ограничивается только лишь вашей фантазией. Чаще всего встречаются рисунки на тему животного мира, фантастики и фэнтези, урбанистические сюжеты. Относительно новое модное направление – биоморфные изображения, где причудливо переплетаются природный и механистический миры.
Если говорить сухим языком науки – то аэрография является искусством нанесения рисунков на поверхность любого рода. При этом используется специальный краситель в виде жидкости или порошка, распыляющийся под большим давлением. Тот инструмент, которым работает специалист при нанесении рисунка, называется аэрографом. Аэрографию можно делать на чем угодно (автомобили, мотоциклы, любая техника в доме и т.д.).
Аэрография – это длительный процесс, который должен начинаться с тщательной подготовки. Причем, для начала необходимо эту подготовку провести у себя в голове. То есть, разработать концепцию росписи автомобиля. И это главное, от чего вы впоследствии будете отталкиваться. Следует сразу сказать о том, что для каждого автомобиля разрабатывается своя концепция тюнинга автомобиля, мастера аэрографии кузова работают индивидуально с каждым автовладельцем. Конечно, есть и некие «шаблоны», но они никогда не сделают автомобиль действительно индивидуальным. Чтобы выделиться из толпы, надо придумать нечто отличное от остальных. Аэрография кузова может как украсить, так и испортить ваше авто. Стоит только неверно подобрать рисунок, и выглядеть ваш автомобиль будет просто смешно и нелепо. Основное правило гласит, что сам рисунок должен хорошо сочетаться с основным тоном вашего автомобиля. У вас всегда есть возможность нарисовать желаемый рисунок самому, или обратиться к художнику-аэрографу для того, чтобы он придумал его сам, на основе ваших пожеланий. В этом деле очень важно иметь четкое представление в голове о том, что вы хотите видеть на своем автомобиле. Уже после того, как эскиз готов, в мысленно перенесите его на авто и еще раз подумайте, хорошо ли он смотрится. Современные технологии позволяют заняться компьютерным подбором рисунка. На компьютере можно «прикладывать» различные изображения к вашему авто и смотреть, что получится.
После того, как вами будет утвержден окончательный эскиз рисунка, мастер сможет приступить к работе. Правда, сперва он предъявит вам предварительный счет, исходя из сложности предстоящей работы.
Теперь необходимо подготовить к грядущим изменениям сам автомобиль. Для начала нужно хорошенько осмотреть те части автомобиля, на которые впоследствии будут наноситься рисунки. Они должны быть идеально ровными, безо всяких вмятин, выбоин и царапин. Если все же таковые имеются, то от них нужно избавиться (рихтовка, шпаклевка, грунтовка, окраска). После выравнивания всех «косяков» нужно приступать к обработке поверхности автомобиля для его подготовки к нанесению рисунка. Делается это специальной абразивной пастой и наждачкой. Такая обработка делается с той целью, чтобы слои краски лучше ложились и крепче держались впоследствии. Очень важно добиться идеально гладкой и ровной поверхности.
Теперь, собственно, наступает самый ответственный момент – рисование аэрографом. Конечно, мастер будет работать по утвержденному эскизу, но в процессе работы могут произойти небольшие отклонения или доработки. Все дело в том, что на реальном автомобиле что-то может выглядеть по-другому. К каждому автомобилю мастера находят свой подход.
После того, как рисунок готов, его необходимо покрыть лаком так же, как покрывают автомобили во время окрашивания. Слой лака поможет рисунку стать более прочным и долговечным, а также поможет ему выгоднее смотреться. После слоя лака ведется полировка поверхности. Общая продолжительность работ по нанесению аэрографии может затянуться от пары недель до месяца.
Очень важный вопрос, волнующий многих – это цена аэрографии. Конечно, это недешево. Правда, все зависит от того, насколько трудоемким окажется процесс, и насколько сложный рисунок вы закажете. Простая аэрография стоит около 250 долларов, но некоторые виды рисунков переваливают за стоимость в 10 тысяч долларов. Правда, аэрография затягивает – хочется делать ее снова и снова.
Еще один важный фактор – это то, что машины с нанесенной аэрографией угоняют очень и очень редко. Все дело в том, что ни один угонщик не захочет «светиться» машиной с индивидуальным рисунком. Найти ее не составит никаких проблем. Перекрашивать автомобиль преступники вряд ли буду, так как на это нужны определенные расходы. И даже в таком случае можно будет обнаружить рисунок, скрытый под краской. Поэтому аэрографию можно отождествить с противоугонным средством.
Есть, правда, и другой момент – некоторые ограничения по аэрографии, которые предусмотрены нашими законами. На самом деле, строгих ограничений нет, но все же перебарщивать с росписью не нужно. Рисунок на машине не должен полностью закрывать основной цвет авто – он должен просматриваться. То есть, посмотрев на вашу машину, представитель ГИБДД должен сразу определить, сто она такого-то цвета. Еще одно правило – нельзя расписывать машину с имитацией машин отечественных спецслужб (милиция, скорая помощь и т.д.). То есть, нельзя в рисунке использовать элементы, которые могут напомнить их окраску (синяя полоса, красный крест и т.д.).
И, наконец, еще один животрепещущий вопрос – а что, если аэрография испортится? То есть, вдруг возникнут какие-то механические повреждения, которые испортят рисунок, за который уплачены большие деньги? Сейчас появились компании, которые могут застраховать вашу аэрографию. Их не так много, но найти при желании можно.