У нас нет совершенно новых дорог, и в автомобилях достаточно деталей, которые являются источником вибрации. Все автомобили имеют различную степень вибро-защищенности, но все они должны соответствовать установленным законодательством требованиям. Почему возникает подергивание автомобиля при движении с небольшой скоростью, и как с этим «бороться», можно узнать из данной публикации.
Вибрация опасна для пассажира, водителя, и также для автомобиля, поэтому с ней постоянно борются. Последствие вибрации – это повышенный шум в салоне, что вызывает сонливость, усталость, а длительные поездки превращаются в одни мучения. Из-за повышенной вибрации, у автомобиля сокращается срок службы деталей. Первым делом появляется скрип панелей салона.
Рассмотрим подробнее, какие поломки могут стать источником вибрации.
- Колеса
При движении очень часто источником подергиваний являются разбалансированные колеса. Если разбалансированы передние колеса, появляется мелкая дрожь на руле. Дисбаланс в колесах появляется после установки новых шин, если не делалась балансировка, при неравномерном износе протекторов, или из-за "эллипсообразности" тормозных барабанов. Так же балансировка колес нарушается при изменении геометрии колесного диска, и при повреждении корда шины. В этом случае диск можно отрихтовать, а шину надо будет заменить.
- Карданный вал
Источником вибрации у заднеприводных и полноприводных машин может быть карданный вал, который был поврежден при эксплуатации, или был с нарушением отремонтирован, и не прошел балансировку. Балансировка вала часто нарушается при износе карданных шарниров и крестовин.
Биение кардана влечет за собой
- уменьшение прочности кузова,
- разбалтывание панелей салона,
- износ подшипников вторичного вала КПП, ведущего вала редукторов, подвесной муфты.
- Тормозные диски и барабаны
Барабаны с нарушенной геометрией и тормозные диски при торможении являются источником подергиваний, которые передаются на рулевое колесо, педаль тормоза и кузов. Диски «бьют» при искривлении рабочей плоскости. Тормозные механизмы неравномерно прижимают колодки к рабочей плоскости, и виляющий диск вызывает вибрацию суппорта, которая передается на рулевое управление и кузов. Это происходит, когда на разогретые диски при торможении попадает вода, например из луж.
У барабанов после длительной эксплуатации появляется неравномерный износ поверхности, поэтому внутренняя часть становится по форме эллипса. Торможение в таком случае происходит рывками, и вызывает не только вибрацию, но и неравномерный износ протектора шин. Диски при таких неисправностях ремонту не подлежат, а геометрию тормозных барабанов можно восстановить на токарном станке.
- Двигатель
Двигатель является основным источником вибрации. Для уменьшения моторной вибрации двигатель устанавливают на гидроопорах и эластичных подушках, а также устанавливают противовес на коленчатый вал. Такие меры помогают снизить вибрацию на кузов. Во время работы двигатель может вызывать вибрацию, если не работает какой-то цилиндр из-за того, что нет искры на свече зажигания, или если прогорела прокладка поршня, головки блока или клапана. Также двигатель может передавать вибрацию на кузов, если потеряна эластичность резиновых подушек и гидроопор двигателя. Вибрация возможна от неправильной установки шатунов и поршней при ремонте автомобиля. Поэтому доверять такую работу нужно только специалистам.
- Выхлопная система
Если автомобиль стоит, и при увеличении оборотов увеличивается вибрация кузова, причина неисправности в системе выпуска отработавших газов, т.к она соединена непосредственно с вибрирующим двигателем, и в ней самой возникают колебания при скачках давления газов.
Для снижения вибрации кузова крепят выхлопную систему на эластичных подвесных «серьгах». В иномарках введены гофры – это соединения, сплетенные из стальной проволоки. Выхлопная система может стать причиной вибрации, если при ремонте «серьги» и «гофры» заменили жесткими металлическими, или, если при повреждении выпускной тракт оказался в контакте с кузовом.
- Другие виброисточники
В иномарках с задним приводом вибрация может появиться из-за износа подушек крепления редуктора заднего моста. Вибрация, которая сопровождается повышенным шумом, появляется из-за износа ШРУСов привода ведущих колес. При движении с небольшой скоростью полноприводных и заднеприводных машин кузов может вибрировать при износе подвесной опоры кардана, подшипников вторичного вала КПП и входного вала редуктора ведущего моста. Причиной подергивания может стать даже электровентилятор отопления салоны или системы охлаждения, если он неотбалансирован.
Опасность вибрации для человека и перечень источников вибрации – это весомые факторы для проведения тщательной и своевременной диагностики автомобиля.