Дизельный двигатель не запускается - зимой что делать в этой неприятной ситуации, расскажет данная публикация. Также вы узнаете о причинах возникновения неисправности и о способах ее выявления.
Есть несколько распространенных причин того, что невозможно запустить в зимний сезон автомобиль с дизельным двигателем:
- низкая компрессия;
- холодные свечи накаливания (если дизель с вихревыми камерами или предкамерами); недостаточная величина подачи топлива на режиме пуска;
- пониженная пусковая частота внушения коленчатого вала.
Чтобы проверить компрессию, для начала необходимо проверить наличие зазоров в механизмах привода клапанов газораспределения.
Зазор должен быть обязательно для всех цилиндров. Если с зазором все в порядке, то начинаем измерять компрессию. Если же зазор отсутствует, то следует его отрегулировать, и только потом проверять компрессию. Главным показателем низкой компрессии является большой выброс через отверстия партерных газов. Для точного определения нужно использовать компрессометр со шкалой измерения от 1,5 до 4,5 МПа.
Компрессию определяют либо сквозь отверстие под свечу накаливания, либо сквозь отверстие под форсунку. Во втором случае, измеряя компрессию, вы можете проверить форсунки, свечи накаливания и ТНВД, поэтому этот способ более целесообразен.
Перед тем, как демонтировать форсунки, займитесь накидными гайками трубопроводов форсунок – аккуратно их прочистите, а также, в головке блока, точки установки форсунок. После этого демонтируйте дренажные трубки низкого давления и трубопроводы высокого давления. Компрессометр для дизельного двигателя сложно удержать руками, если вы прижимаете его к отверстию под форсунку, поэтому стоит запастись переходниками по форме форсунок. Выполните подключение пускового устройства.
Можно проверять компрессию и без него, но тогда будет разряжаться аккумулятор, упадет пусковая частота. А это повлечет за собой то, что значения компрессии во втором, третьем и прочих цилиндрах будут различаться с действительными все больше и больше. К тому же могут возникнуть проблемы с запуском дизельного двигателя по окончании диагностики.
Проверьте отключение коробки передач, и прокрутите с помощью стартера коленчатый вал, таким образом, вы удалите нагар из отверстий под форсунки. Переходник нужно установить в отверстие под форсунку первого цилиндра. После этого присоедините компрессометр и, отведя его немного в сторону, наблюдайте за стрелкой компрессометра, прокручивая коленчатый вал стартером. Для каждого цилиндра запишите показания прибора в момент, когда стрелка перестанет перемещаться.
Теперь проанализируйте полученные результаты.
Если различие в результатах измерений для разных цилиндров составляет больше 0,5 МПа, проведите замер еще раз, чтобы исключить ошибку.
Большая разница, в основном, говорит о том, что в каком-то из цилиндров:
- зажаты клапаны (отсутствие теплового зазора),
- прогорели клапаны,
- залегли компрессионные кольца,
- прогорела прокладка между блоком цилиндров и головкой.
Если значение компрессии менее допустимого – 2,6 МПа для дизелей с камерами в поршне и 2 МПа для разделённых камер сгорания – в двух соседних цилиндрах, то, скорее, это свидетельствует о том, что прогорела прокладка между блоком цилиндров и головкой блока.
Если у дизельного двигателя гидравлические толкатели, следует проверить масло.
Для этого, в цилиндр с пониженной компрессией сквозь отверстие под форсунку добавляют около 20 мл моторного масла, и, примерно, через 40 сек. проверяют компрессию. Если значение компрессии значительно увеличилось, то причина в поршневой группе, если значение компрессии изменилось незначительно, то прогорела, либо прокладка, либо один из клапанов. Более точно назвать причины пониженной компрессии, не снимая головку блока, невозможно.
Проверить работу свечей накаливания можно одним надёжным способом:
- выкрутить все форсунки,
- включить подогрев свечей,
- а после погасания контрольной лампочки проверить отверстия под форсунки.
Должно быть, хорошо видно раскалённые наконечники свечей. Если же часть свечей темная, значит, они сгорели, и после дополнительной проверки их следует заменить. Если все свечи не раскалены, то следует с помощью куска медного кабеля, подсоединенного к клемме аккумулятора и к свечам накаливания, проверить накал свечей. Если свечи раскалились, то с ними все в порядке, значит, на них нет напряжения (тут следует проверить реле и предохранитель), если они чёрные - значит сгорели.
Если же и свечи, и компрессия в порядке, то следует оценить пусковую частоту вращения.
- Это можно сделать и без дорогого мотор-тестера, достаточно просто произвести отсоединение и отвод в сторону трубопровода какой-либо из форсунок, и с помощью секундомера, вращая коленчатый вал стартером и наблюдая за пульсирующим выходом топлива из трубопровода, определить время, которое понадобилось насосу, чтобы выдать шесть подач.
- После этого по таблице можете найти пусковую частоту. Если время на шесть подач топлива составляет примерно 2-4 секунды, значит пусковой частоты достаточно для запуска вашего дизеля. Если время составляет более четырех секунд, вам следует проверять стартер и аккумуляторную батарею.
Проблемы с запуском дизельного двигателя зимой также могут происходить из-за разрушения прецизионных пар топливного насоса высокого давления (ТНВД).