Датчики реле, переключатели авто можно разделить по следующим признакам:
- Принцип действия;
- Тип энергетического преобразования;
- Основное значение.
Подробнее о том, какие бывают датчики, переключатели и реле электронных систем на автомобиле, и какие функции они выполняют, расскажет эта публикация.
Датчики бывают:
- оптические,
- индуктивные,
- электроконтактные,
- магниторезистивные,
- пьезоэлектрические,
- потенциометрические,
- электромагнитные.
Оптические датчики: широко используются в автомобильной промышленности в качестве
датчиков срабатывания подушек безопасности, в качестве датчиков дождя, определения помех и местонахождения.
Индуктивные датчики: предназначены для выдачи импульсов на контроллер при перемещении зубьев венца.
Датчики устанавливаются на картер сцепления автомобиля между сердечником датчика и зубьями венца.
Электроконтактные датчики: необходимы для того, чтобы издавались сигналы тревоги, если где-то размыкается электрический контакт.
Магниторезистивные датчики: в их состав входят два магнита постоянных, каждый из них подходит к валу рулевой колонки, то есть каждый имеет соединение с валом. Положение этих постоянных магнитов воспринимается за счет магниторезистивных сопротивлений.
Пьезоэлектрические датчики: в автомобилях пьезоэлектрические датчики используются в ультразвуковых системах, чтобы защитить стекла.
Потенциометрические датчики: второе их название - датчики положения дроссельной заслонки. Посылаемые сигналы от этого датчика в блок управления мотором оценивают скорость, и степень открытия заслонки дросселей. А потом они корректируют объем впрыскиваемого топлива в момент зажигания.
Если вы у себя обнаружили большие обороты холостого хода, большой расход топлива,
двигатель запускается с трудом, и бывают перебои при разгоне, значит, у вас неисправен потенциометрический датчик.
Электромагнитные датчики: постоянный магнит, который закреплен в металлической пружине, при ударе по автомобилю (кузову), начинает колебаться, именно эти колебания и вызывают сигнал.
Датчик положения коленчатого вала: фиксирует положение коленчатого вала и количество оборотов. Служит как сигнал к пробуждению систем управления и зажигания. Если этот датчик перестанет работать, то двигатель не заведется.
Датчик детонации: регистрирует вибрацию стенки цилиндра, состоит из пьезоэлемента и корпуса. Если возникает детонация, тогда блок управления устраняет детонацию, корректируя углы опережения зажигания.
Датчик температуры охлаждающей жидкости: дает знать, когда двигателю нужны повышенные обороты и, следовательно, дополнительное топливо. При неисправности этого реле, двигатель заводиться с трудом.
Датчик скорости: фиксирует скорость автомобиля, а именно, считывает число оборотов вторичного вала КПП. Нужен этот датчик как информатор ограничителя скорости, для оценки нагрузки, АКПП, спидометра и системы круиз-контроль. При поломке датчика работать будет только АКПП. Ограничитель скорости, спидометр и криз-контроль работать не смогут.
Датчик температуры воздуха: фиксирует температуру воздуха во впускном коллекторе и/или в воздушном фильтре. Нужен датчик температуры воздуха, потому что температура воздуха связана с его массой и плотностью. А расход горючего находится в зависимости от расхода воздуха. При неисправности двигатель может «тупить», хотя зачастую незаметно.
Датчики давления: имеют большой спектр контроля над:
- давлением воздуха во впускном патрубке мотора;
- давлением накачки шин;
- давлением в камере сгорания;
- давлением в системах EGR;
- утечкой топлива в бензобаке;
- воздухом в подвеске и амортизаторах;
- жидкостью трансмиссии;
- давлением в тормозных цилиндрах;
- давлением в гидравлических и электропневматических тормозах;
- давлением масла двигателя;
- давлением охладителя;
- электрическим рулевым управлением;
- давлением впрыска в обычном бензиновом двигателе и в дизеле;
- системой кондиционирования воздуха;
- давлением веса пассажира;
Весь этот контроль, конечно же, имеет большой плюс – дает наибольшую безопасность при езде на дорогах и перевозке пассажиров.
Газоанализатор: это прибор, который необходим для контроля над соблюдением экологических норм. Также для того, чтобы проверять оптимальность сгорания смеси бензовоздушной. Газоанализатор еще проверяет работу катализатора. И проверяет, насколько износились детали двигателя. Газоанализаторы бывают как автоматического действия, так и ручного действия. Предпочтение, конечно, отдается автоматическим газоанализаторам, потому что их процесс проверки газовой смеси или отдельных компонентов производится непрерывно. А ручной газоанализатор последовательно измеряет состав смеси.