Прежде всего, на ум приходит мысль о том, что, как и любой
рекламный материал, тест-драйв может быть «заказным». Безусловно, сомнительно,
что хорошо известные производители автомобилей себе такое позволят, но вот
дилер марки вполне на такое способен, поскольку его доход прямо пропорционален
количеству проданных автомобилей, и, следовательно, чем выгоднее освещен
автомобиль, тем лучше для него. Таким образом «заказ» на «отличный» тест-драйв
– не такая уж и редкость, а в маленьких городах, где тест-драйвы проводятся
местным телевидением от местных же автосалонов, это и вовсе практически
сформировавшаяся практика.
Во-вторых, нередко бывает такое, что условия испытаний в
большинстве своем существенно отличаются от тех, в которых автомобиль будет
использоваться в реальности. Поэтому множество недостатков тестер может даже не
заметить. К примеру, если тест-драйв проводится в окрестностях Москвы, где
качество дорог в среднем выше, нежели в каком-либо из городов средней полосы страны,
то, конечно же, впечатления тестера будет совершенно иным. Про тест-драйвы,
проводимые в европейских условиях, даже можно не говорить – по сравнению с
дорогами в России, такие тесты проводятся практически в идеальных условиях.
Помимо этого, на тест-драйвы в большинстве своем берутся не
просто новые машины (что уже при вождении дает положительные эмоции), но и, что
весьма важно, автомобили в топовых комплектациях и вариантах, которые чаще
всего не по карману большей части населения. Вне всяких сомнений, что машина с
двигателем на 2 литра будет разгоняться лучше, чем та, у которой двигатель 1,4
литра – но многие ли смогут себе позволить купить именно первую? Да и
впечатление от автомобиля со всеми предустановленными опциями при любом
раскладе будет совершенно иным, нежели от автомобиля в простой комплектации.
Также не будем забывать и об одном из главных принципов
рекламы – «говори только правду, однако никогда не говори всю правду». То есть
некоторые из замеченных недостатков и просчетов конструкторов могут попросту
замалчиваться. При этом о них не только не рассказывают подробно, но чаще всего
даже не упоминают в отчете о тест-драйве. То есть, читателю как бы и не врут,
однако все равно есть немалая вероятность приобрести совершенно на то, что он
рассчитывает.
Еще один момент, о котором забывают упомянуть, читая или
просматривая тест-драйв, это то, что в отчете не отображается, как будут
меняться характеристики и поведение автомобиля по мере его эксплуатации. Каждый
автомобиль постепенно изнашивается в определенной степени, из-за чего, к
примеру, могут возрастать расходы на масло и топливо, по сравнению с
автомобилем, только сошедшим с конвейера.
В процессе эксплуатации автомобиль приходится и ремонтировать
и обслуживать. Об этом в тест-драйвах также не упоминается, поскольку те
журналисты, что пишут их, имеют дело в основном только с новыми машинами.
Поэтому при выборе машины полезно ознакомиться не только с отчетами о
тест-драйвах, но и с мнением владельцев таких автомобилей на предмет стоимости
ремонта и обслуживания, общей надежности машины и т.д. Мнения тех, кто уже
попробовал автомобиль в эксплуатации, может быть намного ценнее, чем любой из
тест-драйвов.
Немаловажно особенностью тест-драйва является компетентность
его автора, журналиста, который его проводил. Конечно же, существуют настоящие
мастера этого дела, которые могут сходу ухватить все ключевые особенности
автомобиля и красочно, интересно о них рассказать в отчете, детально описав
поведения автомобиля в самых разных условиях эксплуатации.
Однако, к сожалению, на данный момент существует тенденция к
сильному снижению качеств данных, предоставляемых средствами массовой
информации, и это касается и уровня компетентности журналистов, пишущих на
автомобильную тематику, особенно тех, что пришли в профессию не так давно.
Условия диктуются рынком, из-за чего велика вероятность, что у молодого
журналиста будут выходить именно «заказные» тест-драйвы, описанные в начале
статьи, поскольку, цепляясь за свою работу, они будут вынуждены писать то, что
им скажут писать «сверху».
Однако не стоит сразу отбрасывать отчет о тест-драйве в
сторону – не все так плохо. В любом случае в отчете будет и часть правдивой
информации о машине. Просто следует читать или смотреть тест-драйв с
определенной долей скептицизма, стараясь сразу отделить рекламный «заказ» от
реальных данных. Безусловно, если чисто по-человечески автомобиль журналисту
понравился, то он будет всячески превозносить его в статье. Если же наоборот, то
в большинстве случаев это заметно даже по «заказной» хвалебной статье,
поскольку писать положительный отзыв о том, что не приглянулось или раздражает,
психологически достаточно непросто и в каждой строчке отчета скорее всего будет
проглядывать пессимизм.
Относиться к тест-драйвам следует именно в том ключе, в
каком они изначально задуманы – как к рекламному материалу. Это значит, что
следует понимать возможность необъективной оценки автомобиля, умалчивания о его
недостатках, а также маркетинговых и конструктивных просчетах.
В то же время, у любого разумного человека всегда есть
возможность (особенно в нынешнее время, когда Интернет под рукой практически у
каждого) найти информацию о той модели, которая его интересует. Ничто не мешает
сравнить между собой отчеты о тест-драйвах одного автомобиля от разных изданий,
почитать пресс-релизы от производителей, а также поспрашивать на различных
форумах автомобильной тематики мнения тех, кто уже приобрел такой автомобиль, о
его достоинствах и недостатках.