Необходимость снятия и установки ГБЦ двигателя может быть обусловлена следующими факторами: необходимостью ремонта, заменой клапанов или направляющих втулок, удаления с поверхности камеры сгорания образовавшегося нагара. Из этой статьи вы сможете узнать технологии установки и крепления головки блока цилиндров.
Порядок выполнения работ по снятию ГБЦ следующий:
- Необходимо разомкнуть электрическую цепь, сняв для этого минусовую клемму с аккумулятора.
- Далее следует найти подъемник или эстакаду.
- Поднять автомобиль.
- Снять брызговик двигателя, затем слить охлаждающую жидкость, которая осталась в радиаторе и в блоке цилиндров. Необходимо открыть кран отопителя, и открутить сливную пробку радиатора и блока цилиндров.
- Отсоединить от выпускного коллектора приемную трубу глушителя. Для этого необходимо отвернуть гайки и болты крепления блока цилиндров к кронштейну.
- Снять опору подводящей трубки водяного насоса. Для этого необходимо открутить гайки крепления к фланцу и к трубе.
- Опустить автомобиль.
- Снять воздушный фильтр. Для этого необходимо отсоединить от крышек головки цилиндров и карбюратора трубки, системы вентиляции картера. Также следует отсоединить от заборника теплого воздуха трубку, подающую теплый воздух.
- Закрыть карбюратор тряпкой или технологической заглушкой.
- Отсоединить провода от датчиков распределителя, температуры охлаждающей жидкости; свечей, индикаторного выключателя давления масла, концевого выключателя электромагнитного клапана карбюратора,
- Снять датчик распределитель зажигания, отсоединить от датчика распределителя и карбюратора вакуумный шланг.
- Отсоединить шланги подачи топлива от топливного насоса и слива от карбюратора.
- Отсоединить трубки пониженного давления, соединяющие впускной трубопровод, эконометр, вакуумный усилитель тормозов.
- Отсоединить шланги, соединяющие патрубок рубашки охлаждения двигателя, термостат, радиатор и отопитель.
- Отсоединить привод дроссельной и воздушной заслонок карбюратора от двигателя.
- Снять переднюю защитную крышку зубчатого ремня и головки блока цилиндров.
- Установить рычаг КПП в нейтральное положение.
- Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке, так, чтобы метка на маховике, которую видно в люке кожуха сцепления, оказалась возле среднего деления шкалы (причем, метка на шкиве распределительного вала должна быть рядом с установочной меткой).
- Открутить крепежную гайку оси натяжного ролика, и снять ось с размерным кольцом и роликом.
- Снять ремень со шкива распределительного вала.
- Используя спец-приспособление, или какой-либо рычаг, вставленный в отверстие шкива, придерживать шкив распределительного вала, и отвернуть винт его крепления.
- Снять с распределительного вала шкив со шпонкой.
- Открутить гайку крепления, и выкрутить крепежные болты головки блока цилиндров к расположенной сзади крышке ремня.
- Снять головку и прокладку.
- Очистить шабером поверхность головки и блока.
Головку блока цилиндров устанавливают в обратном порядке. Повторно головку блока цилиндров использовать нельзя. Ее необходимо заменить. В случае если болты крепления деформировались, то их также следует заменить новыми.
Для каждого двигателя существует определенная технология затяжки болтов. Существует несколько приемов затяжки болтов, так, для ВАЗа 2109 могут быть следующие:
- Затяжка с моментом - 2 кгс/м
- Затяжка с моментом - 7,1-8,7 кгс/м
- Далее довернуть болты на 90 градусов
- Повторно довернуть все болты на 90 градусов
Существует специальный динамометрический ключ, предназначенный для такого рода работ: снятия и установки головки блока цилиндров. Старые гайки предпочтительно заменить новыми.