Многие водители паникуют, когда их транспортное средство теряет устойчивость и не может удержать курс. Опасные аварийные ситуации из-за скольжения и потери контроля могут возникнуть вследствие того, что водители часто не в состоянии определить изменения в дорожных условиях или неправильно управляют автомобилем. Устойчивость автомобиля в большей мере зависит и от исправного состояния многих автомобильных систем. Обычные технологии ABS обеспечивают стабильность и контроль тяги системы безопасно устойчивого ускорения, но не предотвращают занос.
Устойчивость и управляемость любого транспортного средства,
особенно на дорогах в зимнее время, зависит от ряда факторов, среди которых
состояние тормозной системы, рулевого управления, шин, ходовой и других.
Исправность вышеуказанных систем следует контролировать своевременно, чтобы
избежать непредвиденных ситуаций на дорогах. Водителям необходимо проводить основательную
диагностику тормозной системы и ходовой части. Опытные специалисты СТО всегда
помогут провести необходимые проверочные операции с вашим автомобилем.
Водителям грузовых автомобилей необходимо помнить о том,
что отправляясь в длительную поездку с грузом, не следует превышать любую
нагрузку автомобиля или прицепа, чтобы избежать нежелательных заносов груженого
авто и сохранять безопасность во время передвижения по трассе.
Акселератор
Автоматическую
трансмиссию (АКП) зимой необходимо переключать в режим «winter» (зима) или
«эконом», при их наличии. При этом ступени переключаются на более низких
оборотах, что способствует передаче на ведущие колеса (во время переключения)
большого крутящего момента, который может стать причиной заносов. Если
«автомат» адаптивный, следует плавно нажимать на газ, чтобы автоматическая
трансмиссия перешла на более спокойный режим переключения. Специалисты не
советуют использовать в морозное время года зимний режим. При сухом дорожном
покрытии в этом необходимости нет.
Подвеска
За прошедшие годы было разработано много систем подвески
автомобиля с использованием различных типов и конструкций. Современные подвески
сделаны из закаленной стали и могут быть почти плоскими или слегка изогнутыми.
Система подвески играет большую роль в динамическом состоянии баланса и
непрерывной коррекции и поправки авто на изменение дорожных условий. Она
управляет автомобилем в направлении движения, уменьшает влияние ударной силы,
поддерживает вес автомобиля. Эффективная работа автомобильной подвески в
значительной мере влияет
на сцепление шин с дорогой. Если на неровных дорожных поверхностях она не
препятствует колебаниям колес в вертикальном направлении, то это может привести
к плохому сцеплению шин с дорогой. Даже небольшие боковые силы, которые вызваны
сильным порывом ветра или резким маневром на неровных участках дороги могут
вызвать неустойчивость и занос автомобиля. Проверить эффективность работы подвески
необходимо на специальном вибростенде на СТО.
Шины
Устойчивость транспортного средства (особенно зимой) в
значительной мере зависит от состояния автомобильных шин, которые
непосредственно контактируют с поверхностью дороги. Сцепные свойства шин на различных
покрытиях в зимнее время зависят от ряда факторов. Это и состояние резины, особенностей
рисунка протектора, наличия шипов, а также от температуры воздуха на улице. Эластичность
резины в мороз обеспечена наличием специальных компонентов, которые
использованы во время ее производства. Эластичная резина позволяет шинам
вжиматься в любые даже небольшие неровности асфальтированной дороги или укатанного
снега или льда. Сцепные свойства с такими шинами значительно увеличиваются. Рисунок протектора, имеющий крупные и мелкие углубления,
отвечает за устойчивость в момент образования водяного слоя между колесами и
поверхностью дороги. Многочисленные прорези в блоках протектора обеспечивают
цепкость на заснеженной и обледенелой дороге. В зимнее время необходимо в
обязательном порядке проводить тестирование автомобильных шин. Зимние колеса
должны быть «обуты» в одинаковые и равномерно изношенные шины. Несоблюдение
этого факта может привести к непредвиденным заносам на сложных заснеженных
участках автомагистрали.
Рулевое управление
В значительной мере на устойчивость автомобиля влияет
рулевое управление. Различные
зазоры в рулевом или неверные углы установки колес оказывают нежелательное
влияние на контакт протектора шины с дорогой, ухудшая при этом сцепные
свойства. В зимнее время года это особенно актуально, ведь на скользких
участках дорог малейшее ухудшение цепкости может привести к потере
управляемости транспортного средства. Постарайтесь перед зимним сезоном
проверить углы установки колес, а рулевой механизм на наличие зазоров
(люфтов). При необходимости отрегулируйте развал-схождение, а изношенные узлы
замените. Деформированные диски следует «отрихтовать» на специальном стенде,
без этого установить углы правильно не получится.
Электронный контроль устойчивости (ЭКУ)
Устойчивость автомобиля обеспечивается программой
электронной стабилизации, состоящей из активной системы, которая автоматически
вмешивается, когда возникает высокий риск опрокидывания или нестабильности авто.
В имеющихся в настоящее время системах электронный блок управления ESC
постоянно сравнивает фактическое перемещение транспортного средства с
производительностью модели, используя входной сигнал от датчика скорости
колеса, а также датчиков угла поворота. Если транспортное средство имеет
тенденцию оставлять соответствующие пути перемещения или подходить к критическим
значениям, система будет вмешиваться.