Почти на всех автомобилях нашей страны установлен двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Устройство его довольно сложное, даже для опытного человека, не говоря уж о непрофессиональном водителе. Однако при выборе автомобиля каждый невольно задается вопросом, какие параметры двигателя в предлагаемой машине. Мало знающий человек зачастую теряется в выборе или характеристиках некоторых деталей. Поэтому мы попробуем объяснить общее устройство и основные параметры двигателя внутреннего сгорания.
Количество цилиндров.
В современном автомобиле количество цилиндров разнится в среднем от 4 до 16. Это действительно серьезный показатель. Два двигателя, которые имеют одинаковый объем, могут различаться по другим критериям.
Как располагаются цилиндры?
Цилиндры располагаются чаще всего двумя способами: V-образным (в два ряда), на одном валу цилиндры располагаются сразу с двух сторон, и рядном (последовательно). В первом случае очень важную роль будет играть угол развала цилиндров. Если такой угол будет большой, то центр тяжести будет понижен, что облегчает подачу мала и охлаждение, однако при этом динамические характеристики будут снижены, а инертность повышена. Если же угол будет малым, то это позволит снизить инертность и вес, однако приведет к быстрому перегреву.
Радикальной разновидностью будет двигатель, с углом в 180 градусов. В таком случае его недостатки, как и преимущества, будут максимальными. Еще одной разновидностью можно считать W-образный (с четырьмя рядами цилиндров, два синхронизированных ряда включаются в общую систему привода двурядного двигателя).
Очень редким является тип двигателя, который принято называть рядно-V-образный, он собрал элементы этих двух систем. Цилиндры в нем расположены последовательно, однако отклонены по обе стороны, а это способствует лучшему охлаждению.
Два основных типа двигателей различаются габаритами и массой. Однако стоит отметить, что самый малый шум двигателя и его вибрационная способность будут, если в ряду присутствует четное количество цилиндров.
Камера сгорания.
Объем камеры сгорания или другими словами объем двигателя, напрямую воздействует на все остальные характеристики ДВС. В большинстве случаев чем больше объем двигателя, тем больше расход топлива и его мощность.
Из чего изготавливают двигатели?
Зачастую это чугун или иные ферросплавы (они отличаются большей прочностью, хотя и тяжелее); сплавы алюминия и алюминий (характеризуются малым весом при средней прочности); сплавы магния (высокая прочность, малый вес, и как следствие высокая цена).
Данные характеристики говорят лишь о ресурсе, вибрации и шумах в двигателе. А на практике же, важнее выходные показатели, такие как:
Мощность. Единицы измерения - лошадиные силы (л.с) или же киловатты (кВт). Мощность определяет время разгона и скорость, которую может набрать авто.
Крутящий момент. Максимальное тяговое усилие, которое может создать двигатель. Единицы измерения Ньютон-метры (Н·м). Прямо влияет на «эластичность» двигателя, и косвенно на разгон и скорость.
Максимальное количество оборотов коленвала в минуту (об/мин). Показывает то количество оборотов коленвала в минуту, которое может выдержать двигатель без каких-либо потерь. Чем такое количество больше, тем динамичнее и резче характер двигателя.
Не менее важны и расходные характеристики.
Расход топлива. Чаще всего измеряется в литрах на сто километров. Расход различен в загородном, городском и смешанном пути.
Тип топлива. Марка дизельного топлива или потребляемого бензина. В автомобилях, которые выпускаются в настоящее время можно заливать топливо любой марки, однако при понижении октанового числа будет падать мощность и ресурсная прочность. А при увеличении октанового числа будут повышаться теплоотдача, что вызовет ранний перегрев.
Расход масла. Единицы измерения: литры на 1000 км. Для исправной машины показатель не должен превышать 1л/1000км.
Марка масла. Зачастую обозначается в таком виде: xxWWxx.. Первым показателем будет густота масла, вторым же его вязкость.
Ресурсная прочность. Это частота, с которой двигателю надо проходить тех обслуживание. Обычно его проводят в пределах от 6000 до 35000 км. Предельный пробег помогает нам определить полный срок службы двигателя, после окончания предельного пробега теряет свою силу гарантия.
Основные потребительские характеристики.
Надо отметить то, что таких характеристик достаточно много, однако мы выделим самые важные из них:
Тип топливной системы – дизельный или бензиновый двигатель. В дизельных обычно меньший расход топлива, однако бензиновые имеют большую мощность.
Тип впуска в бензиновом двигателе. В современных автомобилях зачастую устанавливается электронная система впуска (инжектор), она позволяет добиться большего КПД. А у старых моделей – карбюраторная система впуска топлива. Основное отличие – карбюратор в двигатель вбрасывает струю топлива, а не распыляет его как инжектор, в результате чего топлива расходуется больше.
Тип впрыска в бензиновом двигателе. Различают многоточечный и одноточечный впрыск. Надо отметить, что одноточечная система используется только на автомобилях старых моделей. А при многоточечной системе в камере сгорания создается равномерная смесь, которая приводит к плавному и стабильному сгоранию.
Дизельная система впрыска
Не смотря на то, что дизельный двигатель намного проще бензинового, система впрыска тут на порядок сложнее, так как построена совершенно на другом принципе.
ТНВД (Топливный насос высокого давления) – самая простая система для впрыска топлива в дизельные двигатели. В такой системе форсунка является еще и насосом впрыска.
Форсунки впрыска бывает пьезотронными и механическими. Они никак не влияют на характеристики работы двигателя, но пьезотронные дают более плавный рабочий цикл и настройка их легче.
Понимая принципы общего устройства и основные параметры двигателя внутреннего сгорания можно с легкостью выбрать нужный вам автомобиль среди множества, которое предлагает рынок.