Я имею ввиду – тюнинг кузова, доработку ходовой части. При доработке кузова в первую очередь стоит обратить внимание на заднюю подвеску. В нашей статье под названием «Киа Спортаж: новый кузов, задняя подвеска» мы постараемся рассказать о техническом совершенствовании данного автомобиля.
Не стоит увлекаться улучшением кинематики тех же Multilink или MacPherson. Здесь важно свято соблюдать золотое правило механика: «Не нужно мешать автомобилю нормально работать». Если вы собрались улучшать характеристики задней подвески, то тут важно идти исключительно в одном направлении – устранении компромиссов, на которые пошли конструкторы ради обеспечения пассажирам большей комфортности. Когда вы стоите перед выбором между комфортностью и возможностью лучше держать дорогу – то удобствами приходится жертвовать.
Первым делом нужно заменить штатные амортизаторы на спортивные, поскольку они более жесткие. Как правило, такие амортизаторы наполнены газом, вследствие чего работают стабильнее при продолжительных нагрузках (давящий через поршень на жидкость газ, предотвращает ее вспенивание, которое могло бы изменить характеристики двигателя). Вдобавок в таких амортизаторах, как правило, есть возможность регулировать сопротивление отбою и сжатию. Тут, правда, важно не перестараться, в поисках наивыгоднейших характеристик регулируя сопротивление. Некоторые умельцы порой умудряются настроить свои амортизаторы так, что в итоге сопротивление сжатию становится выше сопротивления отбоя. Сама процедура настройки напрямую зависит от модели амортизатора. Например, некоторые амортизаторы необходимо каждый раз снимать с автомобиля, более сложные (соответственно и более дорогие) можно прямиком с водительского места регулировать специальными кнопками. Также существуют и так сказать компромиссные варианты (те же Monroe Sensatrac), характеристики которых в зависимости от режима передвижения в некоторых пределах меняются автоматически.
Улучшению управляемости автомобиля Киа Спортаж и особенно повышению его устойчивости способствуют пружины задней подвески с большей жесткостью. В данной области последним словом являются так называемые двухсекционные узлы, которые состоят из двух пружин: верхней сверхжесткой и нижней мягкой. Такое решение позволяет улучшить соприкосновение колеса с дорогой, например: в повороте разгруженное колесо не «виснет» над поверхностью, а под влиянием нижней пружины плотно прижимается к асфальту.
Если вы хотите уменьшить крен автомобиля Киа Спортаж, ведущий к «зависанию» колес во время поворотов, то есть смысл установить более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости.
Однако если их установить, то рабочая всей подвески значительно «ужесточиться», а это не каждому по душе. Если вы все-таки готовы это терпеть, то можно зайти еще дальше – можно поставить стальные сферические шарниры задней подвески, тем самым заменив штатные резинометаллические. Это ощутимо повысит управляемость Киа Спортаж, однако вы всем своим телом будете ощущать высокочастотные вибрации.
При работе над задней подвеской не стоит забывать также и о колесах. Здесь также придется столкнуться с выбором между комфортом и управляемостью. Низкопрофильные спортивные покрышки очень хорошо держат дорогу, однако на всевозможных выбоинах и колдобинах сердце кровью обливается. Особенно когда такие шины (пятидесятой серии, а то и ниже) установлены на дорогущие 16-, 17- или же 18-дюймовые кованые диски. Литые будут подешевле, однако если колесо попадет на большой скорости в хорошую выбоину, алюминиевый диск может просто-напросто расколоться.
Не всегда благоприятно на управляемость влияет увеличение ширины шины. Естественно на сухом асфальте широкая резина покажет себя довольно хорошо. А вот в дождливую погоду, да на загородной трассе, которая к тому же будет украшена глиняными «следами» от протекторов сельский тракторов... Сами понимаете. Тем более, что при установке более широкого колеса увеличивается плечо обкатки и как итог повышается нагрузка, действующая на подшипники ступицы, а также существенно изменяется кинематика подвески со всеми вытекающими из этого последствиями.
В принципе случаи, когда геометрию подвески можно поменять не редкость и периодически попадаются. Как правило, такие варианты предлагают нам всевозможные тюнинговые конторы, которые связаны непосредственно с заводом-изготовителем «основы» (к примеру, немецкий AMG). Такие конторы обычно используют наработки заводов по «оспортивливанию» поведения машины на дороге. Однако таких предложений очень мало, да и стоимость приличная. Еще дороже будет стоить полностью «пересадить» всю подвеску от более скоростной и мощной машины. В таком случае придется провести довольно трудоемкую и дорогую операцию – вваривание кронштейнов (а может и всего днища) от «донора» в стандартный каркас.
Не всегда обязательно переделывать силовую структуру нового кузова, иногда можно просто ограничиться установкой на кронштейны стоек передней подвески – распорки.
Многие тюнинговые ателье выпускают такие узлы, стоимость их небольшая, а эффект, который можно получить с их помощью, довольно велик. Если же тюнинг довольно радикальный, связанный с многократным повышением мощности то, скорее всего, придется усилить несущую основу нового кузова. Обычно это распорки и косынки, места установки которых, подсказаны опытом эксплуатации в раллийных соревнованиях данной модели автомобиля Киа. Можно конечно установить трубчатые усилители днища, тем самым пойдя еще дальше. А самым экстремальным решением будет варной каркас безопасности, такой как у гоночных автомобилей, однако сомневаюсь, что применение такого можно порекомендовать для автомобиля повседневной эксплуатации.
То, что получится у нас в итоге, по внешним данным от оригинала отличаться практически не будет, и это не может не радовать, особенно в случае если вы предпочитаете не слишком афишировать полноту своего кармана. Однако если вы не против придать своей машине еще и некоторую внешнюю индивидуальность – вам в помощь огромный ассортимент наборов, которые позволяют (порой радикально) изменить дизайн автомобиля. Причем очень часто такие узлы, детали и агрегаты могут влиять (прямо или косвенно) на его ходовые качества.
Хорошим примером служит так называемая аэродинамическая подвеска: юбки, спойлеры, дефлекторы, антикрылья и т.п. Такие пластиковые детали, помимо того, что придают автомобилю стильный спортивный вид, ощутимо увеличивают действующую на колеса прижимающую силу (а если быть точнее, то компенсируют силу, создаваемую кузовом автомобиля). Некоторые детали (например, задний и передний спойлеры, сглаживающие переходы кузовных деталей, накладки) способствуют понижению аэродинамического сопротивления. Однако это справедливо только в случае если обвеска была профессионально и тщательно протестирована в аэродинамической трубе. Особенно это актуально для задних спойлеров, поскольку изменение их расположения буквально на каких-нибудь пару сантиметров чревато тем, что в итоге результат будет прямо противоположный желаемому.
Следующий совершенно беспроигрышный, кстати, способ снижения лобового сопротивления нового кузова – способ под названием чопперинг (произошло от английского chop, что значит - рубить). Чопперинг – это понижение уровня крыши за счет укорачивания стоек. Несмотря на кажущуюся простоту, такая операция довольно трудоемкая – по сути, речь идет о полностью новом верхе, скроенном правда с использованием частей старого. При этом не стоит забывать о такой проблеме как «обрезание» стекол. Да и жизненной пространство в салоне после такой переделки кузова существенно уменьшиться, а прочность несущей структуры понизится, поскольку мы с вами знаем, что любой сварной шов по сравнению с цельной деталью прочность узла понижает.
Стараясь улучшить ходовые качества автомобиля Киа Спортаж, не забывайте также о себе, ведь вы и так уже сильно потеряли в комфорте. Улучшить пребывание водителя в автомобиле, лучше прочувствовать его и реализовать различные возможности вам помогут фирмы, которые в большом количестве выпускают аксессуары для оснащения салонов – это и спортивные сиденья, и рулевые колеса, и даже набалдашники на рычаг КПП. Здесь выбор будет зависеть только от ваших финансовых возможностей, ну и от собственного представления об эргономике водительского места.
Хочется добавить несколько слов и о безопасности. Аварии бывают не только у соседей, да и допустить пусть не большую, но существенную ошибку, тем более, если вы управляете по-настоящему тюнингованой машиной, намного проще, чем если вы сидите за рулем заурядного автомобиля, практически не разгоняющегося до опасных скоростей. Лучше всего, чтобы ремни безопасности были четырехточечными спортивными. Не лишней также будет любой вид системы аварийного пожаротушения: от самого обыкновенного подкапотного огнетушителя, который будет автоматически срабатывать при повышении температуры, до полноценной, омологированной FIA, используемой в гоночных автомобилях. Также очень хорошо на повышение безопасности влияют более мощные и самое главное правильно отрегулированные фары головного света, противотуманки и прожекторы. Не лишним будет выделить свой автомобиль в общем потоке, например за счет его раскраски.
Однако повторюсь, что многое тут – это по большому счету дело вкуса, да и финансовых возможностей. Только вам решать какими методами и решениями пользоваться при тюнинге в автомобиле Киа Спортаж нового кузова, задней подвески. Однако стоит помнить, что многие доработки – тормозной системы, рулевого управления и т.д. – запрещены действующим законодательством. И обещанных нам подвижек пока не предвидится.