Виды, типы коробок передач можно разделить на 4 вида: автомат классический, вариатор, классическая механическая коробка передач и роботизированная механика. Рассмотрим их подробнее.
1. АТ (Автомат классический)
Автоматически управляемый тип коробки передач, снабжённый гидротрансформатором, зубчатыми и механическими передачами. Работает в режимах паркинга (Р), нейтралки (N), задней (Z), драйва (D), переключается РВД (рычагом выбора диапазонов).
При автоматической трансмиссии водить машину легче и комфортнее, даже для водителя со стажем. Гидротрансформатор АКПП помогает работать ходовой части и двигателю, а система управления защищает их от перегрузок при водительских ошибках.
Минус АКПП в увеличенном расходе топлива из-за низкого КПД и потерь гидротрансформатора.
Поддерживая оптимальные обороты движка, и управляясь автоматически, современные авто-трансмиссии, в сравнении с механическими коробками, дают высокую экономичность. Заводится машина с АКПП только стартером.
Некоторые последние новинки автоматики:
а) Автоматические адаптивные коробки передач. Прежние механические трансмиссии работают теперь в новом качестве, алгоритм управления более интеллектуален. Встроенный компьютер ведёт учёт износа, и контролирует манеру управления машиной.
б) Система управления autostick, предусматривающая полуавтоматический, и полностью автоматический режим управления. Водитель даёт команду на переключение передачи, а система обеспечивает качество. Название имеет разновидности tiptronic, steptronic. Их употребление зависит от производителя. Режим применяется на авто с электронной системой управления АКПП.
в) Режимы — спортивный, зимний, экономичный. Спортивный режим позволяет развивать высокие скорости, и максимально использовать мощность движка. Зимний режим выполняет старт на обледеневшей дороге со второй или третьей передачи. Экономичный режим контролирует малый расход топлива.
г) Режим kickdown – применяется для быстрого разгона, путём нажатия до упора педали газа.
Таким образом, автомат в машине сам переключает передачи. Плюс - в отсутствии необходимости работать вручную рычагом. Минус - в большом расходе бензина и высокой стоимости.
2. CVT (Вариатор)
Между ведомой и ведущей шестернями переброшен ремень или цепь. Сдвигающиеся и раздвигающиеся конусы шестерней изменяют передаточное число, т.е. вариатор даёт бессчётное количество передач, а также плавно меняет передаточное отношение. Двигатель может беспрерывно работать на максимальных оборотах. Управляет его действием автоматическая электронная система, которая согласовывает работу трансмиссии и движка, проводит анализ условий движения, и приводит в действие дополнительные режимы. Типтроник — устройство для самостоятельного переключения передач из предустановленных передаточных чисел.
Достоинствами вариатора являются лёгкий вес, экономия топлива и работа на максимальных оборотах без рывков, толчков, в плавном режиме.
3. MT (Классическая механика)
Коробка передач представляет собой корпус (или картер), внутри которого размещаются зубчатые колёса разных размеров, по 2 на каждую передачу. Крутящий момент и расположение шестерён изменяются посредством рычага КПП, а водитель производит выбор передачи. Этот тип трансмиссии самый дешёвый, обладает высокой динамикой и малым расходом топлива, но не совсем удобен в управлении.
4-1. МТА (Простая роботизированная механика)
Синтез механики и автоматики, где электроника переключает передачи, отсутствует педаль сцепления, вес коробки меньше автоматической, и дешевле. Возможно переключение передач вручную. Расход топлива меньше, чем в вариаторе и автомате, нет необходимости работать рычагом. Но, вместе с тем, динамика проявляется только при ручном режиме, плавность хода оставляет желать лучшего, возникают проблемы при движении в гору, сцепление в пробке быстро перегревается.
4-2. Механика роботизированная (с двумя сцеплениями).
Тип трансмиссии, пришедший из спорта. Имеет два сцепления, педаль отсутствует, электронное управление. Чётные передачи обслуживает одна педаль, нечётные — другая. При движении один диск сомкнут, второй разомкнут. Передача крутящего момента происходит по одному сцеплению. Синхронное смыкание-размыкание дисков происходит при улавливании электроникой момента необходимости переключения на вторую передачу. Процедура переключения занимает доли секунды. Разгон машины с двухдисковой коробкой происходит быстрее, чем с обычной механикой. Этот вид дорогостоящий, но технологичный.