Многие автолюбители, которые прибегли к услугам специалистов по тюнингу, хотят видеть свои автомобили не только внешне красивыми, но и сделать безопасный и прочный каркас автомобиля. Многие стремятся к тому, чтобы машины была похожа на раллийную. Некоторые хотят видеть колесные диски на подобии BMW, Subaru или Mitsubishi, другие желают поставить сиденья от OMP, Sparco. Есть те, кто хотят видеть под капотом автомобиля настоящие раллийные растяжки, а салон должен быть оборудован каркасом безопасности, что придаст вашему автомобилю не только дополнительную жесткость и прочность, но и удовлетворит «спортивный интерес». Как итог всему этому, водители с таким каркасом на дороге начинают себя на много уверенней вести.
Распорки–растяжки.
Одной из самых простых деталей экипировки для раллийных машин, являются – распорки-растяжки, некоторые их называют балками. Применяют их для "поперечной" связи, кузовных деталей. При этом, зачастую, соединяются «стаканы» как передней, так и задней подвесок. С виду распорка похожу на кусок водопроводной трубы. Однако на самом деле это не соответствует действительности. Подобные детали всегда изготовлены из специальных труб, которые подбираются с учетом размеров и характеристик данного автомобиля. Особое внимание надо уделять качеству соединений, сварка на них не всегда высокого качества.
Из-за нагрузок, которые появляются в движении при установке мощного двигателя и «резких» тормозов, кузов автомобиля может менять свои расчетные характеристики. Старение кузова под влиянием окружающей среды: коррозии, холода, жары, и естественно усталость металла зачастую вызывают необратимые последствия. Чтобы сохранить или восстановить геометрию кузова, вам понадобятся раллийные детали. Их часто применяют на автомобилях после аварии.
Балки-распорки бывают как цельными, так и разборными. Разборные могут состоять как минимум из трех деталей: самой балки и двух ушек, которыми она крепится к кузову.
Надо отметить тот факт, что в расстоянии между чашками кузова авто, даже одной и той же моделей допускают некоторые отклонения. Если в импортных автомобилях такой разбег может составлять не более пары миллиметров, то для советского производителя и сантиметр не предел. Исходя из этого, есть нерегулируемые и регулируемые балки. Последние легко отличимы по характерным элементам самой балки и соединительному регулировочному винту. Именно ими и регулируется длина балки, подобная конструкция применяется для выравнивания чашек, которые «сложились».
Если же распорки нерегулируемые, то в них предусмотрены овальные прорези крепления. Данные распорки лучше всего устанавливать на новый, или хотя бы не «поведенный» автомобиль.
Распорки, которые не снимаются, крепятся к корпусу зачастую посредством сварочных швов. Распорка при этом становится вваренной в структуру кузова, это и обеспечивает жесткую конструкцию и прочность. Как известно, даже самое сильно затянутое соединение может демпфировать, при сварке же – это исключено, так как к состоянию швов в этом случае удаляется большое внимание.
Есть такие растяжки, которые устанавливаются снизу автомобиля. Это похоже на дополнительный подрамник, который располагается как поперечно, так и продольно. Поперечная конструкция связывает опоры или стойки крепления подвески.
Все элементы, которые были перечислены выше, не дают кузову «дышать» и «расползаться». Зачастую фирмы выпускают различные виды растяжек по дизайну и видам крепления для одного автомобиля.
Чтобы не было различных неприятностей на дороге большинство машин, на которых стоит мощный двигатель, выходят на улицы уже в раллийной «экипировке».
Материалами, из которых изготавливают растяжки, часто выступают: нержавеющая и углеродистая сталь, титан или алюминий. В последнее время начали применять новомодный и дорогой карбон. Сечение профиля – это всем известные геометрические фигуры. Выбор тут очень велик: овал, круг, прямоугольник, квадрат. Помимо всего прочего такие балки выполняют еще и декоративную функцию. Чтобы под капотом автомобиля можно было показать что-то еще. Именно для этой цели балки часто раскрашивают в боевые цвета, хромируют или полируют.
Каркас безопасности
Следующий элемент, который призван увеличивать жесткость и прочность, является каркас, применяемый для продольного усиления кузова машины. Исходя из конструктивной сложности, бывает несколько вариантов для усиления. Начиная от простой дуги над головами пассажиров, заканчивая сложным скелетом прочности. Такой скелет объединяет чашки задней и передней подвески, боковины и пороги, и саму клетку безопасности салона. Каркас предназначен для меньшей деформации крыши при опрокидывании автомобиля, что поможет избежать сложных травм.
Каркасы бывают как неразборными, так и съемными. В разборной системе зачастую клетка закреплена в салоне автомобиля к боковым стойкам, полу и потолку. А если же каркас вваренный, то он обычно намного сложнее по строению и связан силовой конструкцией кузова автомобиля. Такой каркас применяется преимущественно при «серьезном» тюнинге. В предлагаемых каталогах можно выбрать себе каркас как специально разработанный для гоночного автомобиля, так и городской его вариант. К бутафорским каркасам предъявлять какие-либо требования совершенно бессмысленно, в то время как к гоночным или спортивным всегда определены жесткие требования в размерах, форме и материалах.
Безопасность и прочность каркаса автомобиля – это далеко не бесполезная вещь. Спортивный автомобиль не допустят к соревнованиям, если в нем не будет дополнительного усиления.
Также существуют и отдельные усилители для кузова. На практике применяют дополнительные лонжероны, косынки, полоски, уголки, особенно в тех местах, где крепится подвеска. Рекомендуется устанавливать усиления кузова не только спортивным автомобилям, но и машинам для города. Ведь жизнь пассажиров очень важна.