По официальной информации в автомобильных авариях гибнут десятки тысяч людей ежегодно. В реальности эти цифра намного превышает официальную. Меры, которые направленные на усовершенствование транспортных средств зачастую не могут обеспечить снижение смертельных исходов в ДТП. Одним из альтернативных методов безопасности, является повышение требований к нормам безопасности водителей.
Прежде чем пойти в массовое производство любое транспортное средство проходит так называемые «краш-тесты». Краш тесты отечественных автомобилей не исключение. Машины, которые выпускаются на рынок, проходят оценку безопасности через испытания лобового удара, бокового проникающего, заднего столкновения, во всех их оценивается влияние на туловище и голову человека. На отечественных заводах-производителях существуют базовые оценки, которые характеризуют транспортное средство по результатам проведенных экспериментов. Оценки бывают: «Плохо». «Хорошо», «Слабо», «Удовлетворительно». Оценка «Хорошо» отражает то, что вы вряд ли пострадаете в случае аварии. В то время как «Плохо» предполагает, что в аварии вашему здоровью будет нанесен ощутимый вред.
Для того чтобы автомобиль был допущен к производству, он должен пройти ряд испытаний, и если по результатам, хотя бы в трех из них он получит оценку «Хорошо» - это будет основанием к его выпуску.
Испытания, которые проходят в краш тестах отечественные автомобили (с примерами одного из испытаний):
Столкновение лобовой частью автомобиля.
Лобовое столкновение не только опасно для водителя тем, что может нанести ему вред ударным воздействием, но и тем, что через лобовое стекло в салон могут попасть опасные предметы. Следовательно, при лобовом столкновении должна поражаться предельно меньшая часть переда машины. В испытании отечественного авто, машина на скорости 65 км/ч. врезается в непрочную преграду. При этом воздействие было бы аналогом встречи двух автомобилей. Результаты оказались довольно положительными, из 100 испытуемых автомобилей, 80 получило оценку «Хорошо», а «Плохо» - всего две. Тем производителям транспортных средств, которые получили подобные оценки, будет предоставлена возможность проводить дальнейшие испытания самостоятельно. Время от времени, правда, туда должна наведываться ревизия.
Действие с боку.
Чтобы осуществить это испытание, используется мобильное препятствие, которое весит 1500 кг. Эта глыба врезается в боковую дверь, со стороны водителя на скорости 50 км/ч., что имитирует столкновение с фурой. В испытании зачастую используют 2 манекена: водителя и ребенка, который сидит позади него. Хочется отметить, что это испытание было первым, где использовался женский манекен. Связано это с тем, что женщины зачастую сидят ближе к рулю, что является причиной того, что их головы смещены к центру бокового окна. При боковом столкновении такое положение женской головы, является самым уязвимым.
Столкновение сзади.
При данном испытании, основной задачей является контроль подголовников. Они должны соответствовать людям различного размера и роста. Испытание проходит следующим образом: кресло водителя устанавливается на подвижных рельсах, в него помещается гибкий манекен, который пристегнут ремнем безопасности к креслу. При имитировании аварии, в заднюю часть автомобиля врезается груз, со скоростью 30 км/ч. Что хочется сказать, на последних испытаниях отечественных авто, только 20 получили оценки «Хорошо». А больше половины проверенных автомобилей были оценены как «Плохо» или «Слабо».
Системы, которые помогут предотвратить ДТП.
На таких тестированиях проверяют также степень работы мгновенно реагирующих ремней безопасности и антиблокировки тормозов. Самые новые системы безопасности включают оповещательные системы при отклонении от прямого движения или предотвращении дорожно-транспортного происшествия. Не смотря на то, что подобные системы не получили широкого распространения у нас в стране, в планах разработчиков до 2012 году установить их почти на все выпускаемые автомобили.
Испытания бамперов.
Бампер – это деталь, которая может предотвратить повреждение транспортного средства при столкновении на небольшой скорости. Если размеры бамперов не соответствуют габаритам автомобиля, то это может привести к повреждению радиатора, фар, капота, которые не так дешево стоят. В испытаниях проверяется эффективность бампера следующим образом. Со скоростью примерно 10км/ч на бамперы автомобиля спереди и сзади воздействуют препятствия на высоте 60 см от земли. Надо отметить, что испытание бамперов не является прямым испытанием безопасности автомобиля, так как данная авария слабо воздействует на водителя. Однако хороший и качественный бампер может предотвратить непредвиденные расходы на рихтовку или покупку новых деталей.
Какой из советских авто наиболее безопасен при столкновении лоб в лоб?
Звание это раньше было закреплено за "Волгой" или как ее называют ГАЗ-3110. Но краш-тест по методике EuroNCAP "Авторевю" показал, что выводы сделанные ранее были довольно оптимистичны: в рейтинге "Волга" набрала всего 2 балла из возможных 16, так и не превысив результат "Святогора" с его 4 баллами.
Хочется привести пару примеров краш-тестов отечественных авто:
Краш-тест ВАЗ-2110 (1998 года)
"Десятка" ударилась о преграду со скоростью 50 км/ч. Огромное усилие, которое обычно бывает в первую секунду, смяло передок, укоротив машину на 75 см., сломало крышу и согнуло стойку лобового стекла. Затем кузов, подобно сжатой пружине, отскочил от препятствия, деформация, после чего была 55 см.
Краш-тест Лада "Калина"
Если пытаться считать балы по методике EuroNCAP? За защиту шеи, головы и груди водителя, машина Лада "Калина" не получает ни одного балла. Однако на ноги водителя оказываются довольно низкие нагрузки, даже при учете максимальной пенализации. Именно это принесло на последнем тесте "Калине" 5,6 балла из 16 возможных.
Не попадайте в аварии, будьте внимательны на дороге, и вам не придется проверять сваю машину на прочность.