Однако, сейчас не об этом. Просто нужно отметить, что многие ЗАЗы тех времен довольно интересны для тюнинга.
Запорожец, который мы взяли за основу, был куплен некогда военным летчиком. Говорим мы об этом не случайно. У этого человека был доступ к большинству военных цехов, где для его «горбатого» на заказ могли сотворить некоторые вещи. На заказ для него, например, был сделан большой багажник, установленный на крышу. Списанный парашют пошел на то, чтобы изготовить своими руками чехол для этого авто на случай, если машину нужно было оставить на улице. Причем, и то, и другое, выполнено довольно добротно. Еще одна доработка ЗАЗ 965 – «уши» из дюралия, которые поставили на место заводских.
Ну а чтобы окончательно придать этому авто эксклюзивный вид, летчик решил установить на крышке багажника значок от Москвича 403. Пафоса, конечно, добавилось.
Но это все внешнее, так сказать, на публику. Что касается внутренностей, то их почти не трогали. Видимо, технические характеристики «горбатого» нравились его хозяину. Есть, правда, некоторые интересные мелочи и здесь. Например, закрученные без гроверов болты крепления полуосей. Шляпка каждого болта заработала дырку. Через все дырочки в болтах тянется мягкая проволока, которая удерживает их вместе. Сделано это почти также, как на самолетах. Болты, которые не затянуты сильно, не будут подвержены окислительным реакциям. Однако, и не раскрутятся, благодаря этой проволоке.
На этом тогдашний тюнинг ЗАЗ 965 и был закончен.
Есть еще один интересный момент в «горбатом» – наличие нескольких противоугонных систем. Видимо, владелец очень сильно заботился о сохранности своего автомобиля, вот и подошел к делу так основательно. Каждая из систем сама по себе довольно проста, но все вместе они дают хороший результат в плане надежности. Расскажем немного о них.
Первая из противоугонных систем работала на выключение аккумулятора из цепи. Поставили ее за батареей, в укромном месте. Это при том, что ниша, которая была предназначена для аккумулятора изначально, на этом авто пустовала. Этот ЗАЗ был оборудован другим аккумулятором – авиационным, имеющим совсем другую форму. Он более длинный, но узкий, имеет гораздо большую емкость, чем автомобильный. И поэтому на свое родное место он никак не мог встать. Закреплен он на специально сделанной конструкции в виде уголка из алюминия, который держится на ремнях. Нижняя часть этого уголка заходила в стандартную нишу. И именно в этом месте притаилась первая противоугонная системка, которая совершенно скрыта от глаз. Отключить ее можно было непосредственно находясь в салоне, достаточно лишь нажать на кнопку.
Помимо этого нехитрого приспособления на авто имеется еще одно. Оно так же хорошо запрятано от глаз, так что найти его сложно. И еще сложнее понять, какую функцию оно выполняет. Суть устройства заключается в том, что вместо провода массы между трамблером и катушкой зажигания здесь имеется два провода, соединенные посредством тумблера. Протянуты эти провода были сквозь дырку в салоне, которая шла из моторного отсека. Потом эти провода тянулись вдоль коврика поверх тоннеля и заканчивались ровно под чехлом рычага КПП. В этом месте на проводке и находился тумблер, аккуратно закрытый изолентой. Если этот тумблер не включить, то электрическая цепь будет разорвана и в результате автомобиль просто не поедет.
Третье устройство также сделанное своими руками направляло свое действие на то, что произвести разрыв цепи. Правда, это было устройство, которое включали лишь время от времени в тех случаях, если авто долго находилось на стоянке без присмотра. Оно также устроено довольно просто – на клеммы второго реле стартера были прикреплены два проводка, заканчивающиеся кнопочкой. Опять же, если не включить эту кнопку, то электричество не будет подаваться. Такая же система прекрасно подойдет для того, чтобы настроить движок или карбюратор своими руками. При включенном зажигании надо подойти к моторному отсеку, включить эту кнопку и запустить двигатель.
На первый взгляд все эти схемы довольно просты и избиты. Допустим, если бы не было той кнопочки на реле стартера, то можно было бы выключить системы очень просто. Нажал одну кнопку, включил тумблер, и все. Правда, для этого, конечно, нужно знать, где что находится и как это работает. А искать все это пришлось достаточно долго. Именно поэтому такая противоугонная система будет достаточно надежной. И это если учесть то, что для начала угонщик должен открыть дверь авто, а потом попытаться его завести… Одним словом, система прекрасная, и авто защитит в любом случае.
Умельцы частенько устанавливают на свои авто еще одно подобное приспособление. Это небольшой краник, который может перекрыть поступление топлива из бензобака в карбюратор. Незатейливо, но опять же, эффективно.
Теперь поговорим о том, что сделал бывший владелец ЗАЗа с салоном этой машины. Водитель сразу замечает справа от себя возле руля небольшую трубку из алюминия. Эта трубка служила хранилищем для антенны радиоприемника. Антенна складывалась и пряталась внутри. Само радио, конечно, на авто не сохранилось. Возле этой трубочки еще одно устройство – датчик температуры воздуха снаружи. А что, не удивляйтесь. Температура воздуха – важный фактор для работы двигателя, и хозяин машины был абсолютно прав, поставив это приспособление.
Непосредственно интерьером салона владелец авто заниматься не стал. Правда, он добавил несколько интересных мелочей для удобства. В панели пассажирского сидения мы можем видеть некий поручень. Вместо стандартных козырьков от солнца здесь поставлены новые, из пластика. Такие, как на самолетах. Говорят, что многие бывшие летчики делали на своих авто подобные козырьки, но наша милиция тогда этого не одобряла.
И, что самое интересное, хозяин установил в салоне новую панель приборов. Причем, изготовленную своими руками. Как ее делали, сейчас нам вряд ли удастся узнать. Материал, из которого она изготовлена, напоминает стекловолокно. По форме эта панель точно такая же, как и заводская, за исключением того, что верхний козырек подняли на несколько сантиметров вверх. Сделано это для того, чтобы обеспечить комфорт, прежде всего, водителю. Очень хорошая защита от солнечных бликов, которые могут образовываться на прозрачном пластике.
Панель закреплена на корпусе также нестандартным способом. Крепежом служат какие-то гвозди, у которых видны лишь шляпки снаружи. Что касается отверстий на новой панели, то вырезали их по другой схеме. В ширину шкала датчика бензина стала намного меньше, появился новый прибор для измерения температуры масла. Шкалы здесь нет, но есть две лампочки. Первая лампочка отвечает за аварийное давление масла, а вторая - за его перегрев.
Левая лампочка красного цвета, он показывает, когда давление масла слишком высокое или слишком низкое. Ее место – рядом с замком зажигания, но она была подключена к какой-то другой схеме. Сейчас сказать нельзя, к чему конкретно, ведь провод при покупке был оборван. Да и сам бывший владелец авто не смог вразумительно объяснить, зачем это нужно.
Вместо бывшего рычага насоса омывателя в левой части рулевой колонки имеется два тумблера. Для них вырезали отверстия под размер. Есть здесь еще и кнопка.
Тумблер номер один отвечает за подключение вентилятора, который находится на креплении в виде дюралевого уголка. Уголок этот расположили за задним пассажирским диваном в нижней части полочки. Дело в том, что Запорожцы частенько страдают запотеванием заднего стекла, и этот вентилятор спасает ситуацию.
Второй тумблер предназначен для включения очень любопытного устройства. Дело в том, что на старых Запорожцах печка располагалась прямо в моторном отсеке. Когда она работает – все в порядке, но стоит выключить печку, как лобовое стекло моментально покрывается испариной. Но ведь невозможно постоянно ездить с включенной печкой. Многие делали так – перекрывали доступ горючего к печке, чтобы вентилятор мог делать свое дело. Но для владельца данного ЗАЗа такое решение оказалось слишком примитивным. Он соорудил свое устройство, избавляющее от этой испарины. Для этих целей было сделано некое приспособление в виде моторчика и небольшой турбины, подключенное в сеть авто. Это приспособление перегоняет воздух из тоннеля. Чтобы достать тоннель, сделан специальный переходник. Выходное отверстие направлено непосредственно в него, а сам переходник закреплен на улитке. Когда турбина включается, мы слышим непонятный шум, к которому потом привыкаешь.
Если вентилятор и турбина работает одновременно, то шум становится еще сильнее. Поэтому, решение это, наверное, не лучшее. Однако, свою работу выполняет четко. Многие современные мастера, правда, предпочитают для обдува ставить по нескольку кулеров от компьютера, и такая система работает гораздо тише.
И в завершение тюнинга горбатого или ЗАЗ 965 своими руками хотелось бы отметить еще одну небольшую кнопочку, расположенную справа. Она так и осталась для нас загадкой, так как бывший владелец не смог припомнить, для чего она предназначалась. Возможно, эта таинственная кнопочка включала электрический омыватель стекол, который в автомобиле был заменен на новый. Провод, идущий от нее, заканчивался в багажнике, но не был ни к чему подключен.